Государственная компания Ваттенфаль угрожает, из-за введенных красно-зеленым правительством высоких налогов, и из-за низких рыночных цен на электроэнергию, закрыть свои оставшиеся пять АЭС, кроме двух, уже объявленных к досрочному закрытию. Это означает, что Швеция лишится почти всей своей атомной энергетики, отвечающей за 40% поставок электричества в стране. Министр энергетики, социал-демократ Ибрагим Байлан, обеспокоен, и обещает послабления для отрасли. Но что он может, в ситуации зависимости от партнера по правительству – Зеленой партии, главной целью которой и является уничтожение атомной энергетики, в принципе.
Ни один магазин не может обойтись без торгового оборудования: продукты питания, канцтовары, бытовую химию, одежду и обувь, посуду, текстиль, сувениры, книги, товары для детей, бытовую технику и компьютеры прежде чем продать, надо разложить по полочкам. Как раз такое торговое оборудование и производит компания «Ustor» (http://ustor.com.ua/proizvodtvo/).
На пике зимних холодов и, соответственно, пике расхода электроэнергии, директор атомноэнергетического подразделения концерна Ваттенфаль Турбьорн Вальборг заявил о том, что концерну придется, по экономическим соображениям, раньше запланированных сроков, закрыть все свои атомные реакторы – пять штук. Все, кроме тех двух, о преждевременном закрытии которых говорилось ранее, осенью. Это означает, что в лучшем случае в строю в Швеции останется один реактор – Оскарсхамн 3, принадлежащий компании EON.
“Ситуация для атомной энергетики в Швеции серьезна. Она связана с резким падением цен на электроэнергию, которые, как прогнозируется, останутся на столь же низком уровне в течение ближайших лет. Вкупе с налогом на мощность атомной энергетики, повышенном не далее как в прошлом году, Ваттенфалю будет просто невыгодно далее эксплуатировать реакторы в Рингхальсе и Форсмарке”- сказал Турбъорн Вальборг в интервью Ekot Шведского радио. По его словам, в связи с вступлением в силу к 2020 году новых уложений по атомной безопасности, уже в нынешнем году нужно принимать решения о масштабных инвестициях в реакторы.
“С теми расценками, которые мы имеем сегодня, инвестиционные решения, основанные хоть на сколь-нибудь обоснованных расчетах, принять будет сложно. Но если мы не сделаем этих инвестиций, то и АЭС далее эксплуатировать не сможем”.
По мнению директора из Ваттенфаль, избежать закрытия станций возможно, если правительство пойдет на снижение налога на мощность.
Налог этот, шведское, кстати, изобретение, характерен тем, что взимается именно с мощности электростанции, а не с произведенных ей реально объемов энергии. После последнего повышения он составляет 14 770 крон с расчетного мегаватта в месяц. Для крупнейшего реактора Швеции Оскарсхамн 3, выплаты – около 700 млн. крон в год. (Почти 80 млн. долларов)
Кроме того, Турбъорн Вальборг считает, что для сохранения станций наплаву следует пересмотреть и системы сертифицирования электроэнергии. Эта система подразумевает значительные льготы, фактически госсубсидии, для, так называемой, возобновляемой энергетики: ветряной, волновой, солнечной, частично гидроэнергетики и, частично, работающей на биотопливе. Атомщики данными льготами не охватываются.
Министр энергетики, социал-демократ Ибрагим Байлан, явно воспринял угрозу от директора Ваттенфаль серьезно и заявил, что как минимум в шести работающих атомных реакторах Швеция, в ближайшей перспективе, все же нуждается, до того момента, когда войдут в строй энергопроизводства на возобновляемой основе:
“Я считаю, что оставшиеся шесть реакторов, о которых идет речь, должны сыграть важную роль в качестве мостика к возобновляемым источникам энергии”.
Не обещая ничего конкретно, министр заявил, что вопрос о вероятном снижении налогов на мощности может рассматриваться, в частности, по его словам, он обсуждается в рамках межпартийной Энергетической комиссии.
“Правительство сделает все, чтобы обеспечить надежное электроснабжение, но здесь есть и ответственность других партий, в достижении договоренности” – сказал министр газете Дагенс Индустри.
Впрочем, в оппозиционных партиях, особого доверия к заверениям правительства не испытывают.
Ларс Хьэльмеруд, представитель Консервативной партии в данных вопросах сказал:
“Повысив налог на мощности правительство способствовала усложнению условий работы, и в без того испытывающей проблемы, ядерной энергетике, которая абсолютно необходима еще очень многие годы. Это безответственно и рискует поставить Швецию в крайне опасное положение”.
Консерваторы, как и другие партии буржуазного альянса, кроме партии Центра, (также ярый противник атомной энергетики) готовы договариваться о снижении налога на мощности. Не готова к этому, судя по заявлениям, вторая правительственная партия – Зеленые.
“Швеция нуждается в плане, по постепенному переходу к 100% возобновляемым источникам энергии. Это лишь вопрос времени, когда атомная энергетика сойдет на нет” – заявила представитель Зеленых в энергетических вопросах Лисе Нурдин в интервью агентству ТТ.
О будущем уровне налога на мощности говорить она не хочет, констатируя, что нынешнее правительство его недавно повысило: “дабы атомная энергетика возвращала обществу расходы, которые оно несет в связи с ее деятельностью. Не удивительно, что владельцы атомных станций хотят платить, как можно меньше” – говорила Лисе Нурдин.
А тем временем, в связи с холодами, мощности всех электростанций Швеции используются на полную.
И специалисты из структуры Шведские энергетические сети говорят о том, что в подобных условиях, без стабильных источников электричества, типа АЭС или гидростанций, никак не обойтись. Ветряков, по такой погоде, точно не хватит, не говоря о солнечных батареях. (sverigesradio.se/ Энергетика Украины и мира)