Сообщения о тайных и явных переговорах Грузии с Россией по поставкам газа, которые все чаще появляются в последнее время, вызывают откровенное недоумение и ряд вопросов.
В частности, интересны причины, по которым страна, не испытывающая никаких проблем с газоснабжением со стороны Азербайджана, так стремится нарушить установившиеся связи с надежным партнером и поставщиком, коим является Баку. И возникает вопрос: кто же больше потеряет от такой политики – сама Грузия или Азербайджан?
9 января очередная информация о еще одной тайной встрече главы Минэнерго Грузии Кахи Каладзе с представителями “Газпрома” появилась в грузинских СМИ.
Что конкретно стоит за стремлением грузинского руководства вернуться к российской газовой игле, понять сложно, особенно в то время, как вся Европа пытается с нее слезть.
Одно ясно точно – проблема не в невыполнении SOCAR своих обязательствах. Глава компании SOCAR Energy Georgia (дочернее предприятие Госнефтекомпании в Грузии) Махир Мамедов сказал Trend, что между странами действует долгосрочный договор, обязательства по которому Азербайджаном выполняются в полном объеме.
Вызывает сомнение и связь переговоров с необходимостью поисков Грузией дополнительных источников газа в связи с растущим потреблением.
Сейчас ежегодное потребление газа в Грузии составляет около 2 млрд. куб. м. Рост потребления составляется всего 8-10% в год и учитывается Азербайджаном, который может эти дополнительные объемы поставлять без каких-либо проблем.
Азербайджан обеспечивает почти 80% потребления газа в Грузии, и за 11 месяцев прошлого года SOCAR поставила в эту страну 1,5 млрд. куб. м газа.
При этом газ в рамках проекта “Шах-Дениз” Грузия получает из Азербайджана по льготной цене $55/тыс. куб. м.
Не стоит обходить вниманием и социальный фактор: SOCAR проводит в Грузии активную газификацию и намерена к 2017 г. повысить уровень газификации страны до 82%. Будет ли “Газпром” проводить в Грузии такую работу? Ответ более чем очевиден.
Наиболее вероятной же причиной такой политики Грузии видится попытка ведением переговоров создать видимость конкуренции на газовом рынке, чтобы заставить SOCAR снизить цены на поставляемый газ, которые и без того достаточно низкие.
В настоящее время тариф на природный газ для населения в Тбилиси составляет $190/тыс. куб. м, в регионах – от $170 до $210/тыс. куб. м. Цена на природный газ для коммерческих потребителей SOCAR Georgia составляет $350/тыс. куб. м.
При этом SOCAR не планировала повышения тарифов на газ для населения Грузии.
Одновременно важно понимать, что в случае, если Грузия все-таки договорится с Россией, азербайджанский газ будет востребован. Те же объемы, которые сейчас идут в газораспределительную сеть Грузии, Азербайджан сможет перенаправить в Турцию или Европу, продавая его по более выгодной для себя цене. И Турция, и европейские страны-импортеры будут только рады дополнительным объемам альтернативного российскому газа.
В такой ситуации становится очевидным и ответ на вопрос: кто больше потеряет от замены Грузией азербайджанского газа на российский? (Trend/Энергетика Украины и мира)