Национальный банк признал, что не может самостоятельно решить проблему импортеров топлива, которым запрещено покупать на межбанке иностранную валюту для осуществления предоплаты.
Как пишет издание Finclub, такое право компании, которые ввозят в Украину товары “критического импорта”, потеряли еще 1 января 2016 г.
“Мы заранее направили письмо в Министерство экономического развития и торговли, это было еще в декабре 2015 г., когда поняли, что больше не будет с начала года критического импорта. К сожалению, НБУ не может назвать что-то критическим, а что-то некритичным. И мы предложили МЭРТ подтвердить то же письмо, которым мы руководствовались при определении критического импорта”, – заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.
Однако решить проблему даже за месяц не удалось. “К сожалению, МЭРТ нам ответило, что они не будут этим заниматься. После этого мы послали письмо премьер-министру, и он дал распоряжение подписать это “критическое письмо”. Мы знаем, что такое критический импорт, мы знаем даже, что в него входит, но, к сожалению, это не полномочия НБУ. Если бы это было в наших силах, мы бы сделали это еще 1 января, потому что нам это тоже понятно”, – пояснила глава НБУ.
НБУ постановлением №124 усложнил авансовую оплату импорта на сумму больше $50 тыс. – такие операции могут осуществляться только с помощью аккредитива. Ограничения не касались ввоза “жизненно необходимых товаров”.
Согласно закону №73-VIII, это нефть, газ, топливо для АЭС, электроэнергия, уголь, бензин, мазут, дизтопливо, медпрепараты для онкобольных и лекарства, освобожденные от НДС, часть товарных групп, ввозимых без пошлин.
Этот закон вводил на 2015 г. дополнительный импортный сбор в размере 5% и 10% на товары, ввозимые в Украину. Но сбор не взимался с жизненно необходимых товаров. Впрочем, с 1 января 2016 г. закон утратил силу. Поэтому в начале года топливные компании столкнулись с невозможностью купить валюту для авансовых расчетов.
Проблема импортеров топлива заключалась также в том, что, согласно требованиям НБУ, аккредитив должен быть только от высококлассных банков, говорится в материале. “Это требование практически исключает схемные операции и махинации с топливом. Зная состояние топливного рынка Украины, понятно, что многим трейдерам придется уйти с рынка, поскольку закрывается канал фиктивного и полулегального импорта”, – говорит старший аналитик ИК Empire State Capital Partners Тантели Ратувухери.
Также, эксперты отметили, что весной эта проблема может стать еще более критической. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)