Литва впервые в своей истории купит у бывшего до этой поры единственным поставщика газа – российского “Газпрома” – меньше половины необходимого ей количества газа. Введенный в эксплуатацию год назад терминал сжиженного природного газа (ТСПГ) в Клайпеде обеспечил стране возможность ввозить СПГ и разорвать существовавшую многие десятилетия цепочку поставок газа единственным поставщиком.
Еще несколько месяцев назад сообщалось, что Литва в этом году купит меньше дорогого газа у норвежского концерна Statoil – договоренного в 2014 г. объема (540 млн. куб. м) стране слишком много. Однако в начале этого года ситуация в корне изменилась.
Глава контролируемого государством энергетического холдинга Lietuvos energija (LE) Далюс Мисюнас говорит, что главное известие заключается в том, что возможность выбора себя окупает. “В этом году, имея второй реальный источник и пользуясь этой возможностью выбора, мы находимся в такой ситуации, когда с СПГ поступает более половины газа. Это хорошо и это радует, но, видимо, не в этом главная выгода, а в том, что мы могли выбрать более дешевый источник. В другом случае газ подорожал бы для нас в этом году на 15-20%, потому что “Газпром” в последние дни (2015 г.) предложил нам всем новую формулу, которая повысила цену на газ. Видимо, это они сделали это, чтобы защитить свои доходы и спасти свою ситуацию. Само предложение напоминает обо всех этих 10 годах, как все происходило, когда литовцы сидели в коридорах “Газпрома” между Рождеством и Новым годом в ожидании цены или количества. По всей видимости, эта эра уже закончилась”, – сказал Д. Мисюнас.
По его словам, в 2015 г. мировой рынок газа благоприятствовал СПГ – он подешевел. Кроме того, компания Statoil показала, что она надежный и гибкий партнер.
“Statoil не был единственным, кто предложил СПГ – в начале года было опрошено 12 мировых поставщиков, но, конечно, если брать в расчет то, что у него есть главный контракт на поставки газа (с Litgas), а наряду с этим есть Achema и Lietuvos duju tiekimas, то он мог очень эффективно сформировать портфель в плане логистики. Терминал Statoil находится ближе всего и не нужно дробить грузы. Можно смело говорить – мы работаем со Statoil как с партнером, а как мы работали с “Газпромом”, мы сами знаем. На мой взгляд, нам не следует недооценивать то, что Statoil изменил условия, это было для нас доказательством партнерства”, – сказал Д. Мисюнас.
Однако вместе с тем глава LE предупреждает, что ситуация может измениться. По его словам, может быть и так, что в следующем году Литва снова купит больше газа у “Газпрома”, если он будет гибче и предложит более выгодную цену.
“Давайте не поддаваться искушению превратить все это в нормальную практику. В этом году у нас такая ситуация – когда в 2014 г. мы заключали первый договор со Statoil, ситуация на рынке СПГ была другой, а еще раньше – в 2013 г. – цена “Газпрома” была другой. Этот рынок динамичен и все меняется. Может быть, в следующем году мы будем больше покупать “из трубы”, если “Газпром” решит, что их ценообразование их не устраивает, что они теряют рынок и станут применять дополнительные ссылки”, – сказал Д. Мисюнас.
По его словам, латыши все еще по привычке блокируют любые новшества: приход Marguerite (Европейский фонд инвестиций в энергетику, сферу климатических изменений и инфраструктуру, который купил 28,97% латвийской газовой компании atvijas gaze) в акционерную структуру – положительный момент. В следующем году, когда будут разделены эти виды деятельности, они смогут в полную силу пользоваться возможностями рынка, а у эстонцев ситуация несколько отличается, потому что у них потребление очень невелико, и они на нашем пути. Они пользуются этими возможностями и активно ищут пути покупки газа. Литва была первой, кто показал путь”.
По словам Д. Мисюнаса, договоры со Statoil доказали и латышам, и эстонцам, что диверсификация – это правильное решение, однако они предупредили, что Латвии и Эстонии в будущем придется платить за содержание ТСПГ. Пока за его содержание платит только Литва.
“Пока что мы – Литва – платим за терминал, а так не должно быть. Если мы делимся выгодой, то должны делить и затраты, и в этом будет заключаться трудность. Литовские потребители платят за терминал, а другие страны пока могут пользоваться, в минимальной степени участвуя в его постоянном содержании. Если они будут пользоваться, то должны делить и затраты”, – сказал Д. Мисюнас.
В этом году 3 литовских компании – Lietuvos duju tiekimas, Litgas и Achema – купят у Statoil примерно 1,35 млрд. куб. м СПГ, который они завезут судами через ТСПГ, а остальной газ (примерно 0,7 млрд. куб. м) купят у “Газпрома”. (BNS/Энергетика Украины и мира)