В случае возобновления проекта “Южный поток” России придется работать в рамках Третьего энергетического пакета ЕС, от которого было решено отказаться из-за нежелания соблюдать его правила, считает независимый аналитик, бывший научный сотрудник Фонда по изучению международных отношений и диалога с внешним миром (FRIDE, Испания) Андреас Маразис.
Законодательство ЕС, в том числе Третий энергетический пакет, запрещает компаниям одновременно быть собственником газа и эксплуатировать трубопровод.
“С одной стороны, ЕС может возобновить переговоры с Россией по “Южному потоку”, так как спрос на российский газ в Европе в долгосрочной перспективе вырастет. С другой стороны, законодательство ЕС (Третий энергетический пакет) демонстрирует, что Европейский союз не откажется от своих принципов свободного рынка в обмен на дешевый природный газ. Доступ третьих сторон и раздельное определение цен теперь являются предварительными условиями для любого нового проекта трубопровода и каждого нового контракта по существующей инфраструктуре, который буден подписан после истечения срока существующих договоров. И это реальность, с которой России придется считаться”, – сказал Маразис.
Россия приостановила реализацию проекта “Южный поток”, предназначенного для поставок российского газа в Европу в обход Украины, в декабре 2014 г. В качестве причины называлась неконструктивная позиция Евросоюза. Вместо него было решено строить “Турецкий поток” по территории Турции, но проект оказался под угрозой в конце 2015 г. из-за резкого охлаждения отношений между Москвой и Анкарой после того, как ВВС Турции сбили российский бомбардировщик Су-24.
В марте посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас заявил, что ЕС, в случае поступления предложений по “Южному потоку”, готов их обсуждать. Позднее о своей заинтересованности в этом проекте заявил ряд стран Юго-Восточной Европы.
По словам Маразиса, возрождение “Южного потока” в его первоначальном варианте очень маловероятно, и, похоже, Россия выступает за реализацию аналогичных проектов в Юго-Восточной Европе, например транзитного маршрута Греция-Италия.
Аналитик сообщил, что есть две основные причины, по которым Москва может возобновить проект “Южный поток”.
“Одной из них является резкое ухудшение отношений между Россией и Турцией после того, как 24 ноября 2015 г. был сбит российский самолет. Вторая причина заключается в рецессии экономики Китая, в результате которой заглох проект “Сила Сибири”, – сказал эксперт.
По его словам, Европа с 1970-х годов была основным рынком экспорта энергоносителей для России, и она останется им в ближайшие годы. Это привело к росту инфраструктурной взаимозависимости сторон.
Эксперт сообщил, что такие страны, как Греция и Италия, которые 24 февраля подписали в Риме меморандум о взаимопонимании по разработке маршрута трубопровода из Греции в Италию для российского газа, выиграют от этой сделки. Болгарии, которая импортирует почти 80% природного газа из России, это также пойдет на пользу.
В то же время, по его словам, такие проекты, как “Южный поток”, “Турецкий поток” и обновленный вариант “Южного потока”, преследуют политические цели и специально созданы для того, чтобы обойти и изолировать Украину.
“На данный момент наиболее привлекательным проектом поставок газа является “Южный газовый коридор”, по которому к 2020 г. на европейские рынки будут поставлены 10 млрд. куб. м газа”, – сказал Маразис.
“Южный газовый коридор” является одним из приоритетных для ЕС проектов, который предусматривает транспортировку газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в европейские страны. На первоначальном этапе газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах Дениз, рассматривается в качестве основного источника для проектов “Южного газового коридора”. На более позднем этапе к проекту могут быть подключены другие источники.
Газ в рамках второй стадии разработки месторождения будет экспортироваться в Турцию и на европейские рынки путем расширения Южнокавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) трубопроводов.
Также эксперт сообщил, что в списке так называемых “проектов общего интереса” есть и газотранспортный проект “Восточное кольцо” (Eastring), который находится на ранней стадии переговоров.
По Eastring будет транспортироваться природный газ из различных регионов и альтернативных источников. На первом этапе проект обеспечит Балканы или даже Турцию газом с европейского газового рынка. На заключительном этапе, когда он будет запущен в двух направлениях, Eastring будет транспортировать перспективный румынский черноморский, каспийский и ближневосточный природный газ в Европу. (Trend/Энергетика Украины и мира)