«ЛУКойл» стал первой из российских компаний, которая полностью выполнила обязательства перед государством по модернизации российских НПЗ. Теперь компания получила возможность сосредоточиться на своих зарубежных проектах. Приоритетный регион для развития компании – Иран.
31 мая в присутствии премьера Дмитрия Медведева глава нефтяной компании Вагит Алекперов объявил о введении в строй установки гидрокрекинга на Волгоградском НПЗ. Теперь завод сможет резко увеличить выпуск светлых нефтепродуктов, прежде всего, дизельного топлива. Продукция предназначена для поставок на рынок Южного федерального округа и за рубеж, часть производимого топлива, в случае необходимости, может быть направлена по Волге и Каспию в Иран.
Завершив проект на Волгоградском НПЗ «ЛУКойл» первой из отечественных ВИНК полностью выполнил обязательства по модернизации своего нефтепереработки. Речь идет о так называемых четырехсторонних соглашениях, которые «ЛУКойл» и другие нефтяные компании подписали несколько лет назад с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом.
Теперь после завершения модернизации глубина переработки сразу на двух заводах компании – Пермском и Волгоградском – составляет 98% и 95% соответственно, что сравнимо с показателями лучших НПЗ в мире.
Российское правительство с 1 июля планирует запретить оборот низкокачественного моторного топлива и перейти на Евро 5. Однако, ряд экспертов полагали, что переход может быть перенесен из-за срыва плана модернизации НПЗ некоторыми компаниями. Однако, после завершения модернизации «ЛУКойл» способен, в случае необходимости, увеличить поставки качественного моторного топлива на внутренний рынок. Компания уже давно на своих АЗС реализует бензин и дизель только стандарта Евро 5.
Выполнение обязательств по модернизации российских НПЗ развязало руки руководству «ЛУКойла», у которого появилась возможность сконцентрироваться на привлекательных проектах за рубежом, в частности в Иране.
Эта страна обладает гигантским потенциалом и занимает четвертое место в мире по запасам нефти – 157 млрд. барр. При этом, если учитывать запасы только обычной нефти, то Иран занимает второе место, уступая лишь Саудовской Аравии. Собственная нефтегазовая промышленность Ирана крайне отстала в развитии за время санкций и власти вынуждены активно привлекать зарубежных компании. «ЛУКойл» имеет большой опыт реализации проектов за пределами России и готов развивать сотрудничество с Ираном.
Во время встречи представителей ОПЕК в Вене глава российской компании встретился с министром нефтяной промышленности Ирана Биджаном Зангане. После встречи Алекперов сообщил, что между сторонами подписаны два соглашения, согласно которым российская компания обязуется провести “изучение ряда месторождений”, в том числе двух действующий. Результатом должно стать технико-экономическое обоснование, позволяющее «ЛУКойлу» добывать нефть на взаимовыгодной основе.
“По масштабу тех месторождений, которые мы сегодня изучаем – это будут многомиллиардные инвестиции”, – уточнил глава «ЛУКойла».
В сентябре Алекперов планирует посетить Тегеран и предоставить ТЭО, а также условия разработки иранских месторождений, которые должны стать основой контракта с NIOC (Иранской национальной нефтяной компанией). Ожидается, что до конца 2016 г. Тегеран согласует и окончательно утвердит проект контракта по допуску иностранных инвесторов к разработке месторождений Ирана.
При этом, интересы россиян не ограничиваются только добычей нефти. Litasco – торговая структура «ЛУКойла» – имеет опыт поставок нефти и нефтепродуктов в Иран через порт Нека на побережье Каспия. Кроме того, Litasco готово к проведению своп-операций (операций по схеме замещения) c NIOC. До введения санкций против исламской республики объем поставок «ЛУКойла» достигал до 2 млн. т/г. По словам Алекперова, сейчас ведутся переговоры с целью разработки формулы своп-операций и долгосрочных контрактов на поставку иранской нефти на заводы «ЛУКойла».
Российская компания заинтересована в поставках сырья из Ирана на свои зарубежные НПЗ, расположенные в Европе. Кроме того, имея иранский ресурс Litasco может существенно расширить операции в Средиземноморье, Южной и Юго-Восточной Азии.
Хотя выход на рынок Ирана может принести «ЛУКойлу» существенные дивиденды, работа в этой стране по-прежнему сопряжена с целым рядом политических и экономических рисков. Как показывает опыт «ЛУКойла», такие факторы нельзя сбрасывать со счетов.
Например, российская компания столкнулась с рядом сложностей в соседнем Ираке, где она осваивает гигантское месторождение Западная Курна-2. По условиям соглашения с иракским правительством «ЛУКойл» работает в стране как сервисная компания, несет все затраты, связанные с разработкой и освоением месторождения, а власти компенсируют понесенные затраты добытой нефтью.
В 2015 г. на фоне падения цен на нефть иракская сторона стала нести убытки и задерживать выплаты нефтяникам. Вице-президент «ЛУКойла» Сергей Никифоров объясняет это резким снижением выручки из-за низких нефтяных цен, поскольку при цене $100/барр. Ираку отдавал нефтяным компаниям 19% экспортируемой нефти – в денежном эквиваленте – а при стоимости $40/барр. уже 48%. В конце марта 2016 г. задолженность иракской стороны перед «ЛУКойлом» составляла $1,5 млрд.
Учитывая этот опыт, «ЛУКойл» взял тайм-аут в отношениях с иранской NIOC до сентября с целью просчитать все возможные риски. При этом медлить нельзя, пока отсутствует конкуренция со стороны американских компаний. Несмотря на отмену санкций, американцы не спешат в Иран. Но ситуация может быстро измениться. (Прайм/Энергетика Украины и мира)