Международное трубопроводное предприятие “Сарматиа”, созданное для привлечения инвестиций в целях проектирования и достройки нефтепровода «Одесса-Броды» до Плоцка, ожидает, что проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) получит свое дальнейшее развитие, сказал 21 июля гендиректор МТП Сергей Скрипка.
По его словам, ожидания обусловлены прошедшим визитом президента Украины Петра Порошенко в Азербайджан, встречей с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым и теми решениями, которые были приняты касательно проекта ЕАНТК. “Безусловно, мы с большой радостью и надеждой восприняли сообщение о достигнутых договоренностях между двумя президентами в отношении возрождения проекта. Естественно, мы ожидаем, что за этими решениями обязательно последуют конкретные шаги и действия. Для “Сарматии” как общества, которое отвечает за подготовку этого проекта уже на протяжении многих лет, это очень позитивный сигнал”, – сказал Скрипка.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с Петром Порошенко, прошедшей в Баку 14 июля, сказал, что “соответствующие указания были даны в связи с возрождением серьезно обсуждаемого в свое время проекта «Одесса-Броды». Азербайджан экспортирует большие объемы своей нефти на мировые рынки, в том числе в Европу, играя одновременно транзитную роль для стран, расположенных на восточном побережье Каспия. С территории Азербайджана нефть экспортируется на мировые рынки, и считаю, что возможности для возрождения проекта «Одесса-Броды» есть”.
Скрипка заметил, что проект часто обсуждается на всевозможных двусторонних и многосторонних встречах, но именно встреча, состоявшаяся в Баку, имеет особое значение для будущих инвестиций в проект. “Лидеры двух стран не просто договорились возобновить активную работу в рамках проекта ЕАНТК. Эта договоренность является следствием проведенной сторонами совместной работы по оценке ситуации, взаимных интересов, перспектив, но наиболее важно и существенно то, что принятое решение свидетельствует о возвращении к концепции, при которой данный проект рассматривается как элемент широкого сотрудничества и партнерства между странами. В частности, говорилось о том, что этот проект может стать элементом развития транспортных связей в треугольнике между Каспийским, Черным и Балтийским морями”, – сказал гендиректор МТП.
По его словам, еще в 2007-2008 гг., когда проект получил наибольший импульс к развитию, удалось достигнуть существенных результатов по его подготовке. “В то время большим сторонником этого проекта был президент Польши Лех Качиньский. Все, кто причастен к проекту, очень благодарны этому человеку. Однако в связи с определенными событиями, которые произошли после 2008 г. в ряде стран, видение проекта немного утратилось. Это определенным образом также повлияло на динамику его развития и подготовки. Но теперь благодаря тому, что прозвучало на встрече президентов двух стран, у нас есть надежда, что такое видение проекта возвращается. Мы очень надеемся, что к голосам президентов Украины и Азербайджана присоединятся и голоса глав Польши, Грузии, Литвы, потому что именно в таком формате этот проект и должен быть реализован”, – сказал Скрипка.
Гендиректор добавил, что “Сарматиа” приложит все усилия для того, чтобы выполнить порученную компании миссию по подготовке реализации проекта. “Опыт подсказывает, что после таких серьезных заявлений и встреч обязательно должны быть какие-то конкретные шаги. Мы ждем определенных сигналов со стороны наших соучредителей, но больше пока сказать сложно”, – сказал Скрипка.
Единственной на сегодняшний день недостающей частью Евроазиатского нефтетранспортного коридора является нефтепровод «Броды-Плоцк» (Адамова застава). В результате реализации этого проекта страны Каспия получат дополнительный надежный маршрут для поставок своей нефти на европейский рынок, круг новых покупателей, а также расширятся их возможности по работе на смежных рынках.
Исследования по выбору трассы для будущего нефтепровода «Броды-Адамова застава» уже завершены. Протяженность трассы составит 377 км, из которых 120 км нефтепровода будут построены на территории Украины, 257 км – Польши.
МТП “Сарматиа” было создано 12 июля 2004 г. “Укртранснафтой” и польской компанией PERN Przyjazn.
Участниками МТП “Сарматиа” являются азербайджанская госкомпания SOCAR (25,32%), грузинская Georgian Oil and Gas Corporation Ltd (GOGC) (16,09%), украинская “Укртранснафта” (28,79%), польская Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A. (28,79%) и литовская AB Klaipedos Nafta (1%).
Нефтетранспортный проект «Одесса-Броды» планировался в целях диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и развития транзитных возможностей страны. Строительство нефтепровода Одесса-Броды завершилось в 2002 г. Магистраль имеет протяженность 674 км, диаметр трубы – 1020 мм. Мощность первой очереди нефтепровода и терминала составляет 9-14 млн. т в год. (Trend/Энергетика Украины и мира)