Поставки дизельного топлива в Украину спустя полгода после возобновления снова остановлены российскими властями. По мнению аналитиков, Украина сможет заместить эти объемы из Беларуси, а “Роснефть”, «ЛУКойл» и “Русснефть” перенаправят экспортные потоки в Западную Европу. Но на замещение нужно время и остается риск активизации контрабандных операций.
“Транснефть” по требованию таможни остановила прокачку дизтоплива в Украину “в целях обеспечения законодательства РФ в области экспортного контроля”. Таким образом, начавшиеся в марте поставки снова прекратились. С сентября 2015 г. Федеральная служба по экспортному контролю (ФСТЭК) ввела разрешительный порядок поставок дизтоплива в Украину, поскольку оно может использоваться для заправки военной техники. В марте крупнейшие экспортеры («ЛУКойл», “Роснефть”, “Фортеинвест”) получили разрешения, подразумевающие, что поставки топлива предназначены только для гражданских целей. Помимо трубы топливо в Украину активно поставляется по железной дороге. Пока не ясно, остановлены ли и эти поставки, но собеседники “Ъ” на рынке считают это наиболее вероятным.
По данным “Ъ”, дизельное топливо по трубе в Украину в августе поставляла только “Роснефть”. Точный объем заявки неизвестен, вице-президент “Транснефти” Владимир Назаров указывал примерный месячный объем поставок “Роснефти” в 100 тыс. т. По железной дороге дизельное топливо поставляли «ЛУКойл» с Волгоградского НПЗ и “Фортеинвест” совладельца “Русснефти” Михаила Гуцериева с Орского НПЗ. В “Роснефти”, “ЛУКойле” и “Русснефти” отказались от комментариев. В “Башнефти” “Ъ” заявили, что не поставляют топливо в Украину с 2014 г. С марта, когда поставки дизтоплива в Украину возобновились, железнодорожные поставки составили 376 тыс. т, всего за март-август – около 800 тыс. т, учитывая поставки по трубе. Это составляет около 30% от объема украинского рынка.
Собеседники “Ъ” не знают точных причин, побудивших ФСТЭК отозвать разрешения на поставки дизтоплива. В службе на запрос “Ъ” не ответили. По мнению большинства источников “Ъ”, эта мера является частью военно-дипломатического ответа на диверсию в Крыму и сборы резервистов в Украине. В то же время запрет легальных поставок топлива может способствовать росту прибыльности и объемов контрабандных операций, которые активизировались с начала конфликта на востоке Украины, отмечают некоторые собеседники “Ъ”.
По словам источника “Ъ”, близкого к правительству Украины, страна легко обойдется без российского дизтоплива. Сейчас собственное производство дизтоплива покрывает менее 15% потребностей украинского рынка, основным поставщиком является Беларусь (частично потому, что ее использовали российские производители для обхода запретов ФСТЭК). Другими значительными импортерами помимо России являются Румыния и Греция. По мнению Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, если запрет на поставки дизтоплива в Украину затянется, то страна сможет обеспечить рынок белорусским топливом, но, вероятно, не сразу в полном объеме. Российские же компании, полагает аналитик, без проблем смогут перенаправить освободившиеся объемы на экспорт в северо-западную Европу через Вентспилс. (Коммерсант.ru/Энергетика Украины и мира)