В январе 2015 г. акционеры проекта “Сахалин-1” пустили третье шельфовое месторождение проекта – Аркутун-Даги, при выходе на полку добыча здесь должна составить 4,5 млн. т нефти.
Но у оператора возникла проблема: в межпромысловый нефтепровод попал скребок (оборудование для очистки нефтепроводов), и Exxon Neftegas сразу после пуска остановил добычу нефти на Аркутун-Даги на 10 месяцев, сообщил “Интерфакс” со ссылкой на отчет правительства об итогах работы соглашения о разделе продукции (СРП) за 2015 г. В результате “Сахалин-1” добыл только 0,5 млн. т нефти вместо запланированных 2 млн. т. Происшествие случилось на участке в 11 км от платформы Беркут в середине февраля, в апреле скребок извлекли и прочистили нефтепровод. Добыча возобновилась только в сентябре 2015 г. Представители “Роснефти”, Минэкономразвития, Минэнерго и вице-премьера Аркадия Дворковича отказались от комментариев, представители ExxonMobil и ONGC не ответили на вопросы. С представителем Sodeco связаться не удалось.
СРП по месторождениям Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское на шельфе о. Сахалин (проект “Сахалин-1”) было подписано в 1995 г. и действует до 2055 г. Добыча в 2014 г. составила больше 7,6 млн. т нефти, а в 2015 г. выросла на 9% до 8,3 млн. т. Exxon Neftegas удалось компенсировать падение добычи от аварии на Аркутун-Даги за счет роста добычи на втором, самом маленьком месторождении “Сахалина-1” – Одопту. Согласно плану добыча на Одопту должна была быть 1,6 млн. т, фактическое производство достигло 2,6 млн. т, пишет “Интерфакс”. В ноябре 2015 г. Exxon Neftegas скорректировал технологическую схему разработки Аркутун-Даги, согласно корректировкам общая накопленная добыча нефти до 2055 г., несмотря на аварию, не изменится и составит 125,5 млн. т. “Оператор заверил российскую сторону, что отставание в добыче будет компенсировано в ближайшие годы”, – цитирует “Интерфакс” документ.
Снизив добычу на 1,5 млн. т нефти, акционеры “Сахалина-1” потеряли в 2015 г. $560 млн. экспортной выручки, без экспортных пошлин – около $400 млн., подсчитал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Это большая сумма, но нельзя говорить, что акционеры потеряли эти деньги: если цена на нефть вырастет, они могут заработать даже больше, объясняет он.
Каких-то штрафов или санкций за невыполнение планов по добыче в СРП не предусмотрено – инвесторы и акционеры сами заинтересованы добывать больше и зарабатывать больше, говорит старший научный сотрудник ИМЭМО Михаил Субботин. Планы по добыче как в рамках СРП, так и в рамках обычных проектов не носят директивный характер и выполняются не всегда: из-за конъюнктуры, аварий, переоценки запасов и т. д. это обычная практика, добавляет он. Из-за снижения объемов добычи меньше налогов получит и федеральный бюджет, куда “Сахалин-1” платит в том числе оборотный налог в 8% – роялти, и региональный, в который идет большая часть налога на прибыль, говорит Субботин. В 2015 г. проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2” принесли в бюджет Сахалинской области 152,1 млрд. руб., оценивала министр финансов региона Анна Харченко (цитата по “Интерфаксу”). ExxonMobil работает в СРП, но оспаривает налоговые условия, которые применяются к проекту. С 2008 г. компания пытается самостоятельно перейти со ставки налога на прибыль в 35%, установленной в СРП проекта “Сахалин-1”, на ставку в 24%, а с 2009 г. – на ставку в 20%, установленную Налоговым кодексом. Не добившись понимания со стороны правительства, ExxonMobil обратилась в стокгольмский арбитраж (ожидается, что разбирательство начнется в 2017 г.). Компания оценивает переплаченную сумму налогов в 2009-2013 гг. в $516 млн.. По оценкам правительства, в целом бюджет может лишиться $16 млрд. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)