Правительство активно реализует план по разделению магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа Украины. Кабмин уже не только выделил помещение, но и принял устав и зарегистрировал выпуск акций ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. Спешка в создании новой компании обоснована тем, что уже в 2017 г. в правительстве планируют экспериментировать с переносом точки продажи газа с западной границы на восточную с Россией. В то же время, такой шаг может привести к потере оперативного контроля за процессом транзита и претензиям инвестора “Магистральных газопроводов Украины” на получение прибыли от продажи газа в страны ЕС.
В течение последних четырех месяцев Кабинет министров приложил значительные усилия для принятия программы создания ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. При этом поражают темпы реализации решений, которые юридически дают основания вывести 22000 км магистральных газопроводов и компрессорные станции из-под влияния “Нафтогаза” и его дочерней структуры “Укртрансгаза”. Бюрократические процедуры обычно позволяют только начать вывод активов одного государственного объекта из хозяйствующего субъекта и присоединить их к новосозданному в течение 18-24 месяцев. А тут речь идет о возможности полноценного функционирования компании уже в 2017 г.
В случае с “МГУ” заметен ускоренный процесс, который де-факто начался в августе и фактически завершился в ноябре. В конце лета Кабмин решил создать компанию “Магистральные газопроводы Украины” в сфере управления Минэнерго. В сентябре Минэнерго подготовило отдельный документ по разработке пошагового плана создания ПАО “Магистральные газопроводы Украины” и заявило, что это следует сделать в кратчайшие сроки. А уже 9 ноября правительство объявило о создании “Магистральных газопроводов Украины” в рамках разделения “Нафтогаза Украины” по направлениям деятельности и приняло устав компании. 14 ноября Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку зарегистрировала выпуск акций “Магистральных газопроводов Украины”.
В случае функционирования единой системы транзита и хранения газа не должна идти речь о разделении этих компаний. А сейчас происходит именно разделение “Укртрансгаза”, а не “Нафтогаза” как вертикально интегрированной нефтегазовой компании. “Комиссия активно участвовала в заседаниях рабочей группы, в рамках которых был одобрен проект постановления Кабмина о создании нового оператора газотранспортной системы Украины – ПАО “Магистральные газопроводы Украины”, что дает начало процессу анбандлинга НАК “Нафтогаз Украины”, – заявили в НКЦБФР.
В то же время, уже на этом этапе стало заметно несоответствие требованиям Третьего энергопакета. В случае функционирования единой системы транзита и хранения газа не должна идти речь о разделении этих компаний. А сейчас происходит именно разделение “Укртрансгаза”, а не “Нафтогаза” как вертикально интегрированной нефтегазовой компании.
Вторым противоречием является постоянные заверения правительства и “Нафтогаза”, что создание компании “Магистральные газопроводы Украины” связано с судебным процессом “Нафтогаза” и “Газпрома” в Стокгольме и состоится только после вступления в силу решения шведского арбитража.
Согласно постановлению Кабмина №496 от 1 июля 2016 г., имущество, которое используется “Укртрансгазом” для транспортировки газа, должно быть передано “Магистральным газопроводам Украины” в течение 30 дней с момента вступления в силу окончательного решения Стокгольмского арбитража. Однако разделение “Укртрансгаза” и суд в Стокгольме не являются взаимосвязанными юридическими процессами. Юридические права на транзит газа “Укртрансгаз” может передать “МГУ” уже сейчас. По имеющейся информации, передача имущества и прав может произойти еще в процессе суда.
Собственно, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Диденко заявлял, что работа по созданию “Магистральных газопроводов Украины” должна продолжаться параллельно с рассмотрением дела “Нафтогаза” в Стокгольме.
Позицию о разделении “Укртрансгаза” поддерживал и председатель правления “Нафтогаза” Андрей Коболев, но в то же время заявлял о рисках в отношениях с кредиторами: “Это предприятие, под названием, скажем, “Магистральные газопроводы Украины”, и будет оператором украинской ГТС. Если будет очевидно, что транзитный доход переводится на “Магистральные газопроводы Украины”, тогда есть вероятность, что у нас не будет проблем с кредиторами”.
На сегодняшний момент кредитная задолженность “Нафтогаза” перед “Газпромбанком” составляет почти $1,5 млрд., и это может создать препятствия для новой компании-оператора. “Кредитор скажет: у “Нафтогаза” есть кредитные обязательства, но актив (ГТС), позволяющий их выполнить, вы больше не контролируете”, – заявлял Коболев.
Президент “Укртрансгаза” Игорь Прокопов также не видит оснований, чтобы ожидать быстрого решения в случае создания “Магистральных газопроводов Украины”. Более того, он не берется однозначно прогнозировать, как будет развиваться ситуация: “Пока что на самом деле все идет хорошо. И то, что в дальнейшем будет происходить – будет потом видно, а пока мы создали “Магистральные газопроводы Украины”. Далее нужно прописывать механизм: кто будет начальник, какое имущество будет передавать, и это, наверное, самое главное, потому что там есть вопросы имущества, необходимого для обеспечения работы, а оно разное. Есть государственное имущество, которое не проблема передать. А есть имущество собственно “Укртрансгаза”, которое закуплено за собственную прибыль, – но это уже имущество акционерного общества. Иными словами, есть над чем работать, и это только начало, но процесс пока “сырой”.
К вопросам несоответствия Третьему энергопакету, а также вопросам кредитных рисков и неопределенности материальных активов добавляется проблема низкой технической и – как следствие – экономической эффективности от разделения магистральных газопроводов (МГ) и подземных хранилищ газа (ПХГ). Взаимосвязь МГ и ПХГ позволяла гарантировать стабильный и точный объем российского газа через территорию Украины в ЕС. Разделение “сиамских близнецов” – трубы и подземных хранилищ – приведет к потере оперативного контроля/транзитом газа. И совладельцу ПАО “Магистральные газопроводы Украины” придется договариваться с совладельцем ПАО “Подземные хранилища Украины”. Пока же Кабинет министров отложил решение о создании ПАО “Подземные хранилища Украины” с 1 марта на 1 августа 2017 г.
Согласно законам “О рынке природного газа” и “О внесении изменений в некоторые законы Украины по реформированию системы управления единой ГТС Украины” арендатором или концессионером магистральных газопроводов и ПХГ должен стать европейский или американский партнер. Под лозунгом реформы “Нафтогаза”, газового рынка и либерализации продажи газа потребителям в Украине происходит сокращение влияния государства на транзит газа и его импортную закупку
По имеющейся в Forbes информации, вопрос появления действительно заинтересованного инвестора уже сейчас усложняется разделением функций на транзит и хранение газа. Это стало следствием действий правительства касательно магистральных газопроводов и отложения решения вопроса подземных хранилищ. В результате инвестором может выступить малоизвестная компания, которая будет лишь формально из ЕС или США. И именно эта компания может выступить субъектом, будет получать российский газ на границе Украины и России.
В этом случае, во-первых, прибыль от транзита газа получит ПАО “Магистральные газопроводы Украины”, где Украине будет “принадлежать” право на 50% прибыли. В случае прибыли транзита на уровне $1,2-1,5 млрд. (прогнозный уровень транзита в 2019-2024 гг. 40-45 млрд. куб. м), то Украина получит лишь $600-750 млн.
Во-вторых, иностранная компания, которая будет управлять “Магистральными газопроводами Украины”, будет обладать правами не только на транзит российского газа. Инвестор также будет отвечать за закупку российского газа и его последующую перепродажу в Украину и ЕС. Соответственно, “маржу” от продажи газа получит инвестор “Магистральных газопроводов Украины”. И в этом случае Украина (компания “Нафтогаз”) будет также покупать газ у “Магистральных газопроводов Украины”. Под лозунгом реформы “Нафтогаза”, газового рынка и либерализации продажи газа потребителям в Украине происходит сокращение влияния государства на транзит газа и его импортную закупку. Более того, разделением “Укртрансгаза” закладываются конфликты между будущими обособленными структурами, которые будут управлять магистральными газопроводами и ПХГ. (Forbes.net.ua/Энергетика Украины и мира)