Экспертное сообщество уже не первый месяц обсуждает проголосованный парламентом в первом чтении проект Закона “О рынке электрической энергии Украины”. В период нынешней активизации реформ в данном секторе, документ снова привлек внимание самых широких кругов – от рядовых потребителей до предприятий генерации энергии.
О нем среди прочего говорили и на X Центрально-европейской энергетической конференции, прошедшей в Братиславе 2 декабря с участием делегации НЭК “Укрэнерго”. В чем же причина столь пристального внимания к документу, и каковы реальные перспективы его принятия и реализации?
Законопроект предусматривает целый ряд новаций, среди которых организация рынка электрической энергии, появление независимых трейдеров, ответственность производителей по “зелеными” тарифами за небалансы, а также полное выполнение требований Третьего энергетического пакета ЕС по юридическому и организационному обособлению деятельности по распределению и передаче электрической энергии от других видов деятельности. Фактически мы говорим о создании абсолютно новой модели рынка электроэнергии. Безусловно, в этом свете документ можно расценивать, скорее, положительно, ведь он дает стимул дальнейшему развитию рыночных отношений в отрасли.
В то же время говорить о том, что законопроект совершенен, было бы преждевременно. У него есть как преимущества, так и недостатки, которые можно будет устранить и в процессе дальнейшего прохождения, и в переходный период, предусмотренный самим документом. Прежде всего, речь идет об отсутствии многих нормативных документов, на которые даются ссылки в законопроекте, что затрудняет оценку работы рынка. Не может не настораживать отсутствие твердых гарантий платежеспособности участников оптового рынка, ведь если будет продолжаться порочная практика накапливания задолженности, то об эффективности рынка можно будет только мечтать. Нужно также понимать, что одной из возможных проблем развития конкуренции на рынке генерации электроэнергии, заявленной в реформе, является монопольное положение ее участников. Соответственно, формирование новой модели рынка может сдерживаться как необходимостью решения вышеуказанных проблем, так и необходимостью внедрения новых технологических средств учета движения электроэнергии (как и расчетов за нее на всех этапах производства и реализации электроэнергии). Работа в данном направлении, насколько мне известно, ведется достаточно активно.
И это абсолютно нормальный процесс. В отрасли, где годами ничего не менялось (за исключением роста износа фондов и оборудования), реформы не могут быть ни быстрыми, ни “безболезненными”. Понятно, что любые новации будут сопровождаться изучением иностранного опыта, экспертной дискуссией, внесением разного рода дополнений. Примером может служить ситуация с введением стимулирующего регулирования (RAB-тарифа). Специалисты не сомневаются в том, что именно за ним – будущее развитие электроэнергетики, но вот в каком виде будут внедряться новые правила, можно и нужно обсуждать.
Существует мнение, что переход на RAB-стимулирование не станет эффективным без использования платы за присоединенную мощность. И с ним отчасти можно согласиться, ведь в настоящее время слабым местом системы тарифообразования в электроэнергетике остается отсутствие абонементной платы за присоединенную мощность потребителей к энергетическим сетям. В результате потребители заявляют избыточную мощность, а операторы сетей не могут оптимизировать использование своих мощностей и, соответственно, затраты на их содержание. Хотя для самих потребителей новый формат был бы гораздо более приемлемым и выгодным, о чем свидетельствует опыт внедрения данного механизма в Европейском Союзе, где он позволил стабилизировать цены для населения, а для промышленности даже снизить их уровень на 7,3% (данные 2015 г. к 2009 г.).
Возвращаясь к проекту Закона “О рынке электрической энергии Украины”, также нельзя не отметить, что его доработка и последующее внедрение позитивно скажется на интересах потребителей. Они получают выгоду, прежде всего, от безопасного, надежного снабжения электроэнергией по прозрачным и понятным ценам. Свободный выбор поставщика также является одним из аргументов в пользу нового порядка. А это означает, что все мы – потребители, производители, поставщики и доставщики – сможем вместе работать над совершенствованием отрасли, в том числе над модернизацией, оптимизации ценовых политик, повышением энергоэффективности и пр. (Александр Гридасов, член президиума Ассоциации операторов распределительных электросетей Украины, Новое время/Энергетика Украины и мира)