Минэкономразвития РФ не поддержало предложения нефтегазовых компаний по энергетической стратегии России до 2035 г., говорится в письме замминистра Николая Подгузова в Минэнерго, которое имеется в распоряжении «ТАСС».
В частности, министерство высказалось против предложения “Роснефти” о сохранении действующего режима доступа на шельф, сдерживании тарифов “Транснефти” и льготах для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Минэк также не поддерживает предложение “ЛУКойла” об освобождении от ответственности за невозврат зарубежных инвестиций в случае неудачных проектов, а также предложение “Новатэка” о дополнительной индексации цен на газ зимой.
Пустить на шельф
По мнению Минэкономразвития России, право разработки континентального шельфа РФ “целесообразно предоставить негосударственным российским компаниям”. “Данная мера позволит увеличить количество организаций, разрабатывающих шельф РФ, и будет способствовать развитию конкуренции в сфере разработки и добычи углеводородов, а также ускорению темпов освоения морских месторождений на континентальном шельфе”, – говорится в письме.
Также министерство против предложения “Роснефти” о сдерживании роста тарифов “Транснефти” на транспортировку нефти и нефтепродуктов и приведения тарифов в соответствие с уровнем рентабельности сравнимых компаний-операторов на международном рынке. МЭР отмечает, что тарифы “Транснефти” должны учитывать реализацию до 2020 г. инвестиционного проекта по дополнительному расширению нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан до 80 млн. т в год.
“Таким образом, в случае дополнительного сдерживания тарифов естественных монополий на транспортировку нефти и нефтепродуктов возникают риски по неисполнению инвестиционных программ по техническому перевооружению и реконструкции объектов системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и инвестиционной программы, направленной на расширение системы магистральных нефтепроводов”, – говорится в письме.
Минэкономразвития высказалось против предложений “Роснефти” о налоговых стимулах для повышения рентабельности НПЗ, поставляющих светлые нефтепродукты. По мнению министерства, в настоящее время внутренний рынок характеризуется профицитом светлых нефтепродуктов, так как большая часть нефтяных компаний уже завершили программы модернизации НПЗ. “При рассмотрении вопроса необходимо учитывать высокие капитальные затраты, понесенные практически всеми нефтяными компаниями при реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию НПЗ, а также изменение налогового режима отрасли”, – говорится в письме.
Зарубежные инвестиции
МЭР выступает также и против предложения “ЛУКойла” освободить российских нефтяников от ответственности за невозврат инвестиций в геологоразведочные проекты за рубежом в случае их неуспешности, поскольку это может послужить возможностью для незаконного вывода средств за рубеж. Минфин совместно с МЭР, ЦБ и Росфинмониторингом разрабатывают поправки в законодательство, которые предусматривают обязанность для российских компаний возвращать на свои счета денежные средства, инвестированные в компании-нерезиденты в соответствии с условиями договора займа.
Также министерство отказалось поддержать предложение “ЛУКойла” по освобождению от налогообложения процентов по займам, которые российские компании выдают на осуществление программ геологоразведки за рубежом. По мнению министерства, при отсутствии анализа необходимости изменений налогового законодательства дополнять Энергостратегию таким пунктом нецелесообразно.
Газ зимой
МЭР отрицательно относится и к идее “Новатэка” по дополнительной индексации цен на газ в зимний период в 2017-2019 гг. в целях повышения эффективности.
Подгузов отмечает, что цена на газ является одним из ключевых факторов, определяющих рост цен на электроэнергию, так как доля газа в конечной цене будет составлять примерно 30%. Таким образом, рост цен на газ транслируется в инфляцию в основном через рост стоимости электроэнергии и теплоэнергии, а также через рост стоимости других коммунальных услуг, включая оплату за газоснабжение. “Представляется, что введение сезонной дифференциации цен на газ может привести к появлению кассовых разрывов у субъектов естественных монополий в потребляющих газ отраслях”, – говорится в письме. Подгузов напоминает, что в 2013 г. была отменена норма, позволявшая колебание оптовой цены газа в коридоре от -3% до +3% от среднего значения.
При этом МЭР поддержал позицию “Новатэка” по остановке реализации плана мероприятий по созданию ценовой зоны в отдельных регионах до утверждения правительством РФ программы по переходу от регулируемых цен на газ “Газпрома” к единому транспортному тарифу и реализации мер, направленных на выполнение поручения президента РФ о создании равных экономических условий работы для всех поставщиков на газовом рынке, предусматривая в том числе формирование долгосрочных целевых ориентиров по ценовой и тарифной политике.
“Минэкономразвития неоднократно отмечало, что данное предложение является преждевременным в связи с высоким риском повышения цен на газ в РФ в условиях низкого уровня конкуренции на внутреннем рынке газа и отсутствия объективного биржевого индикатора”, – говорится в письме. (ТАСС/Энергетика Украины и мира)