Многолетнее антимонопольное расследование в отношении “Газпрома” закончилось тем, что российская компания пошла на уступки, отказавшись от ряда преимуществ на рынках Европы и изменив ценообразование.
“Газпром” внакладе не останется, отмечают эксперты. Он снимает с себя риск многомиллиардного штрафа, но, по сути, мало что теряет – новое ценообразование может оказаться выгодным не столько потребителям, сколько самому “Газпрому”.
“Газпром” готов на компромиссы в урегулировании антимонопольного спора с ЕС. Как говорится в сообщении Еврокомиссии (ЕК), опубликованном 13 марта, российская компания, в частности, обязуется не препятствовать реэкспорту газа на рынках Центральной и Восточной Европы. Кроме того, “Газпром” намерен отказаться от преимуществ, которые ему дает контроль над газотранспортной и газораспределительной структурой.
Российская компания готова пересмотреть ценообразование для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы, привязав его к ценам западноевропейских газовых хабов. Также “Газпром” пообещал не требовать от Болгарии компенсации за срыв газопроводного проекта “Южный поток”.
“Обязательства, принимаемые на себя “Газпромом”, позволят обеспечить свободный переток газа в Центральной и Восточной Европе по конкурентным ценам и решат проблемы конкуренции”, – заявила в связи с этим еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.
Теперь Еврокомиссия в течение семи недель ожидает замечаний и поправок от европейских клиентов “Газпрома”, после чего будет принято решение о заключении юридически обязывающего соглашения.
Если это соглашение будет подписано, то впредь при его нарушении ЕК сможет налагать на “Газпром” штраф в размере до 10% от оборота на рынке, где было зафиксировано нарушение, не утруждаясь поиском доказательств того, что российская компания нарушила антимонопольные нормы ЕС.
Еврокомиссия начала следственные действия в отношении “Газпрома” в 2011 г., проведя обыски в офисах десяти европейских “дочек” компании. В 2012 г. было официально объявлено о начале антимонопольного расследования.
Расследование шло по трем направлениям: разделение российской газовой монополией рынков путем “затруднения свободных поставок газа в страны ЕС”; “создание помех диверсификации газовых поставок”; навязывание “несправедливых цен своим потребителям путем привязки цен на газ к стоимости нефти”.
Еврокомиссия уже тогда предупреждала, что, если нарушения будут доказаны, “Газпрому” грозит штраф в размере 10% оборота. Причем если условия конкурентного рынка нарушались систематически в течение нескольких лет и нанесли ущерб отрасли, то штраф составит уже 30%. В 2013 г. ЕК говорила, что штрафы могут достичь $15 млрд.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что выгоды принятого решения для “Газпрома” очевидны.
Во-первых, сразу исчезает угроза весьма крупного штрафа, вполне способного нанести серьезный удар по финансовому положению “Газпрома”, и без того не слишком хорошему (для сравнения, чистая прибыль компании по итогам 2016 г., как ожидается, составит около $7 млрд., в 2015 г. она равнялась $15,4 млрд.).
Во-вторых, чисто имиджевый выигрыш связан с тем, что ЕК не будет доводить дело до суда. “В котором, кстати, “Газпром”, может, и не проиграл бы, – полагает Симонов. – Если бы у Еврокомиссии были железные аргументы против “Газпрома”, она бы повела компанию в суд при любом сценарии, еврокомиссары бы от такой “жертвы” не отказались”.
Но судебные разбирательства могли затянуться на неопределенный срок, а “Газпрому” уже сейчас необходимо заручиться поддержкой европейской администрации в вопросе газопровода “Северный поток-2”. Точнее, речь идет о его сухопутном продолжении, для строительства которого нужно одобрение Еврокомиссии.
Но главный момент заключается в том, что, идя на уступки ЕК, “Газпром” практически ничего не теряет.
“Газпром” уже давно не препятствует реэкспорту своего газа, проиграв несколько дел в судах по искам европейских компаний.
Что касается преимуществ, полученных за счет контроля над инфраструктурой, то российская компания владеет долями лишь в магистральных газопроводах Польши. В Болгарии “Газпром” трубами не владел, а в странах Балтии его попросту выдавили из газотранспортных совместных предприятий.
Переход к спотовому ценообразованию тоже весьма неоднозначен. Цена долгосрочного контракта, привязанного к нефти, устанавливает единую цену на весь срок соглашения, хоть и с возможностью пересмотра (правда, как правило, это происходит уже в суде, так как стороны не могут договориться). А спотовые цены реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, и поэтому в какие-то моменты они ниже “долгосрочных”, но в другие, напротив, выше.
По словам Константина Симонова, средняя цена европейских поставок “Газпрома” сейчас составляет около $190/тыс. куб. м, тогда как средняя цена западноевропейских хабов – $205-210.
В любом случае, доля Польши, Болгарии, Литвы, Латвии и Эстонии в поставках “Газпрома” не столь велика.
По данным “Газпром экспорта”, в прошлом году Польша импортировала 11,07 млрд. куб. м российского газа, Болгария – 3,18 млрд. Данные по прибалтийским странам не приводятся, но закупки Литвы составляют, как правило, около 2 млрд. куб. м в год, у Эстонии и Латвии и того меньше. При этом общий объем экспорта “Газпрома” в дальнее зарубежье составил в 2016 г. 180 млрд. куб. м.
“Что же касается возможных требований от болгар компенсировать потери, понесенные “Газпромом” из-за срыва “Южного потока”, то это с самого начала было все равно что требовать от Уганды возврата советского долга”, – отмечает Симонов.
Зампред правления “Газпрома” Александр Медведев заявил, что холдинг рассчитывает на то, что Еврокомиссия в скором времени закроет антимонопольное расследование. Об этом сообщает ТАСС.
“Обязательства, представленные “Газпромом”, являются результатом существенной работы и демонстрируют нашу готовность рассмотреть в установленном порядке соответствующие опасения Европейской комиссии по вопросам рынка газа. Мы надеемся, что комиссия и в конечном счете рынки ответят положительно на наше предложение, которое должно позволить продвинуть процедуру вперед и закрыть дело в ближайшем будущем”, – сказал Медведев. (Алексей Топалов, Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)