Постановление Национальной комиссии по вопросам государственного регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) №441, предусматривающее изменение правил подключения новых абонентов к электросетям, требует доработки во избежание необоснованных убытков энергопоставщиков, такое мнение высказали опрошенные Энергореформой представители энергопоставщиков спустя месяц после вступления постановления в силу.
“Условия подключения не всегда одинаковы. Во-первых, реальные расходы оператора распределительной сети не всегда покрываются установленной НКРЭКУ ставкой либо же покрываются частично. Проблема в том, что постановление регулятора не дало ответа на вопрос о компенсации реальных расходов операторов. Во-вторых, за нарушение сроков подключения предусмотрены штрафные санкции. Оператор может понести колоссальные убытки по причинам, которые зачастую от него не зависят”, – отметил генеральный директор – глава правления ЧАО “Предприятие по эксплуатации электрических сетей “Центральная энергетическая компания” Николай Корса.
В качестве примера он привел землеустроительные организации, которые нередко существенно затягивают сроки отвода земельных участков для размещения объектов электроэнергетики и на которые энергопоставщики не могут повлиять.
По мнению президента Ассоциации операторов распределительных электрических сетей Виталия Григоровского, регулятор ужесточил требования к энергопоставщикам, не решив при этом некоторых принципиальных моментов, прежде всего, оставив открытым вопрос компенсации расходов на подключение к сетям новых абонентов. Для решения этой проблемы он предлагает введение двухставочного тарифа и стимулирующей модели тарифообразования.
В качестве примера президент ассоциации привел крупное в прошлом предприятие в Чернигове, присоединенная мощность которого составляет около 28 МВт, но реально оно использует всего 4-5 МВт. “Если бы существовал двухставочный тариф и если бы это предприятие за “гуляющие” 23 МВт мощности должно было ежемесячно платить, тогда менеджмент, наверное, сел и подумал, нужны ли эти 23 МВт. Тогда проблема подключения, которая сопряжена, прежде всего, с дефицитом свободных мощностей, в значительной мере была бы решена”, – пояснил В. Григоровский.
Он подверг критике позицию лоббистов, требующих еще большего снижения цены подключения вплоть до бесплатного. “Если у заказчика не хватает собственных средств, то недостающая сумма (это прямо предусмотрено в одной из редакций законопроекта, направленного на урегулирование данного вопроса) должна быть компенсирована за счет потребителей электроэнергии либо быть включена в расходы лицензиата, то есть облэнерго. Если не найти компромисс между интересами государства, бизнеса и потребителей, отрасль не сможет нормально функционировать”, – считает В. Григоровский.
В то же время технический директор ПАО “Сумыоблэнерго” Виктор Рябченко указал, что постановление НКРЭКУ, обязывающее предоставлять новую услугу подключения к сетям под ключ, существенно облегчает жизнь потребителю, так как необходимость проводить проектные работы, согласовывать документацию, оформлять землеотвод под строительство электроустановки, оборудовать узел учета и так далее переводится на поставщика.
“Причем стоимость услуги под ключ будет определяться не объемом выполненных работ, а конечной присоединенной мощностью напряжения, которую получит потребитель”, – подчеркнул В. Рябченко.
Он добавил, что энергопоставщикам урезаны сроки выполнения заявок на подключение к сетям новых энергоустановок мощностью от 160 кВт до 5 МВт: если ранее такие работы выполнялись в течение 15 рабочих дней, то теперь возможный максимальный срок – до 20 календарных дней.
“Если же говорить о положительных моментах, то новый порядок, при условии устранения недоработок, в будущем будет стимулировать рынок к развитию честной конкуренции”, – подтверждает позитивные стороны документа Н. Корса. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)