Американские нефтяные компании оказались не готовы к санкциям против России: они им мешают и являются препятствием на пути прибыли. Но самым обидным для нефтяников США является тот факт, что европейские компании уже начали игнорировать санкции.
Несмотря на то что энергетические группы США отстранились от России в рамкам режима санкций, которые Сенат США попытался ужесточить в этом месяце, конкуренты в ЕС отреагировали мгновенно, нырнув в лазейку в ограничениях со стороны Брюсселя, чтобы сохранить совместные предприятия с Россией.
После распада СССР Россия была сверкающим призом для иностранных нефтяных компаний. С доказанными запасами нефти в 110 млрд. баррелей и запасами газа в 32 трлн. куб. м она являлась одним из крупнейших в мире владельцев экономически извлекаемых углеводородов.
Санкции, установленные в отношении Москвы в 2014 г. со стороны США, ЕС и других стран, ставили своей целью отказ западных стран в помощи при разработке новых нефтяных месторождений.
Однако на практике все оказалось совсем не так. Exxon Mobil в США резко отреагировала, следуя новым законам, заморозив финансирование и приостановив, казалось бы, “прочные” проекты.
Но санкции, введенные ЕС, оказали не такое решающее влияние, отчасти из-за менее жестких и менее агрессивных регуляторов в Брюсселе по сравнению с Вашингтоном, пишет The Financial Times.
Райнер Сил, исполнительный директор OMV, австрийской нефтегазовой компании, сообщил, что санкции оказали незначительное влияние на деятельность компании в России.
Юристы отмечают, что американские компании более осмотрительными из-за строгого подхода Управления по контролю иностранных активов – структуры, контролирующей соблюдение санкций, которая считается более эффективной в работе, чем ее аналог в ЕС.
В Европе, напротив, реализация проходит в отдельных странах, предполагая, что возможные лазейки недоступны в США.
Европейские правила, к примеру, предполагают сохранение прошлых позиций, так что проекты, существовавшие до санкций, могут продолжаться. Итальянская Eni и “Роснефть” готовятся начать бурение скважины в восточной части Черного моря, чтобы добиться дальнейшего прогресса в совместном предприятии, созданном в 2013 г.
Exxon имеет совместное предприятие с “Роснефтью” в том же регионе, но пока у нее нет разрешения на начало бурения. После докладов в апреле о том, что компания ждет отказа от администрации Трамп, министр финансов США Стивен Мнучин выступил с заявлением о том, что ведомство “не будет выдавать разрешения американским компаниям, в том числе Exxon, на бурение, запрещенное действующими антироссийские санкциями”.
В этом месяце руководители Total, BP, Royal Dutch Shell и Exxon Mobil приняли участие в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Но если многие европейские компании объявили о новых сделках или прогрессе в существующих проектах в России, Exxon не смогла показать никаких результатов.
Отсутствие прогресса отмечает резкий разворот судьбы Exxon в России. Нефтяная компания подписала выгодный ряд сделок между 2011 г. и 2013 г. с “Роснефтью” по ряду проектов в Арктике, Черном море и сланцевых месторождений в Западной Сибири.
Эти планы были заблокированы санкциями, а в 2014 г. Exxon была вынуждена свернуть свои совместные предприятия с “Роснефтью” на сумму около $1 млрд.
В противоположность этому европейские конкуренты продолжают разрабатывать новые проекты. Total не пришлось уходить из Ямала, где расположен завод по производству СПГ – проект стоимостью $27 млрд. Газовые проекты были исключены из санкций, отчасти из-за зависимости ЕС от импорта российского газа.
Royal Dutch Shell также обсуждает новые разработки газа в России, в том числе расширение “Сахалина-2”, завода по производству СПГ на Дальнем Востоке. На форуме в Санкт-Петербурге ВР из Великобритании объявила о “соглашении о стратегическом сотрудничестве” с “Роснефтью”, в том числе о планах по продаже большего объема российского газа на европейские рынки.
Возродились даже нефтяные проекты, поддержанные европейскими группами. Испанская Repsol в прошлом месяце обратились за разрешением к российским властям сотрудничать с “Газпромнефтью”, дочерней компанией “Газпрома” в сибирском нефтяном проекте.
Альваро Надаль, министр Испании по вопросам энергетики и туризма, заявил в ходе недавнего визита в Москву: “Санкции имеют ограниченную область действия, и, следовательно, остается место для сотрудничества”.
Предлагаемое ужесточение санкций США при поддержке сената на прошлой неделе может ударить по некоторым европейским компаниям, имеющим свою долю в российских нефтяных и газовых трубопроводах. Это вызвало негативную реакцию со стороны Германии и других стран ЕС, которые обвинили Вашингтон в “незаконных экстерриториальных” угрозах. Такой подход только подчеркивает нежелание европейцев идти по пути дальнейшего ухудшения отношений с Россией и дает надежду европейским нефтяным компаниям. (Вести-Экономика/Энергетика Украины и мира)