Рост объемов углеводородного сырья в плавучих хранилищах свидетельствует о сохранении дисбаланса между спросом и предложением на нефтяном рынке, несмотря на сокращение добычи ОПЕК+. Надежды на достижение баланса между спросом и предложением в этом году связаны с Китаем, который наращивает поставки нефти из-за рубежа на фоне падения собственной добычи.
Объемы нефти в плавучих хранилищах выросли
Количество нефти в танкерах, стоящих на приколе, в этом месяце достигло рекордного уровня с начала года – 111,9 млн. баррелей. Наибольший объем находится в плавучих хранилищах, расположенных в Северном море и Сингапуре – крупнейших центрах торговли углеводородным сырьем, а также в районе иранского острова Харк.
Па данным исследовательской компании Kpler, объем сырья в танкерах снижался с конца февраля. Однако в конце мая ситуация изменилась, запасы начали расти, несмотря на сокращение добычи ОПЕК и странах, не входящих в картель, но поддержавших его с целью сокращения предложения на рынке нефти. Эта коалиция нефтедобывающих стран получила неофициальное название ОПЕК+
В мае 2017 года добыча нефти в ОПЕК составила 32,08 млн. баррелей в сутки, сократившись на 1,13 млн. баррелей по отношению к октябрю прошлого года, когда был отмечен рекордно высокий уровень производства. По консервативной оценке Международного энергетического агентства (МЭА), ОПЕК выполнила свои обязательства по сокращению добычи на 97%. Кроме того, в МЭА считают, что поддержавшие ОПЕК страны, не входящие в картель, снизили добычу на 464 тыс. баррелей в сутки, включая 278 тыс. баррелей, которые приходятся на Россию. Таким образом, ОПЕК+ выполнила условия соглашения на 83%.
Рост количества танкеров с нефтью, которая не нашла своего покупателя, особенно в районе Северной Атлантики, свидетельствует, что сокращение добычи в ОПЕК+ еще не оказало желаемого воздействия на рынок, считает Оливер Джакоб, директор консалтинговой компании PetroMatrix.
Трейдеры считают, что большие запасы в плавучих хранилищах образовались в связи с устойчивым контанго на нефтяном рынке. Контанго – ситуация, когда цена на товар с отложенным сроком поставки выше, чем текущая цена. Рекордные объемы нефти, хранящейся в танкерах, обеспечивают устойчивое превышение предложения над спросом на рынке физической нефти, что, в свою очередь, влияет на стоимость нефтяных фьючерсов.
Неизвестные в нефтяном уравнении
Соглашения о сокращении добычи, принятые ОПЕК+, не распространяются на Нигерию и Ливию, где добыча упала из-за нестабильной политической ситуации в этих странах. В этом месяце Royal Dutch Shell начала поставки нефти сорта Forcados из Нигерии. Продажи Forcados были прекращены более года назад из-за диверсии на подводном трубопроводе, по которому осуществлялись поставки с месторождения до экспортного терминала. Ожидается, что экспорт нефти данного сорта достигнет 285 тыс. баррелей в сутки уже в августе.
Ливийская государственная нефтяная компания National Oil сообщила о возобновлении производства на гигантском месторождении Sharara, где уже сейчас добывается 270 тыс. баррелей в сутки. Ливийские власти планируют увеличить добычу в стране, которая сейчас составляет 830 тыс. баррелей в сутки, до 1,25 млн. баррелей в сутки к концу 2017 года.
Кроме того, на фоне увеличения объема буровых работ в США наблюдается устойчивый рост добычи нефти. Количество буровых установок в стране растет 22 недели подряд, а добыча достигла 9,34 млн. баррелей в сутки – самого высокого уровня с августа-2015. При этом добыча сланцевой нефти составила 5,475 млн. баррелей в сутки. Из этого объема 2,47 млн. баррелей в сутки поступает на рынок из Permian Basin – структуры, расположенной в штатах Техас и Нью-Мексико.
В последнем отчет EIA (Управление энергетической информации) особо подчеркивается, что добыча нефти в США может достичь 10 млн. баррелей в сутки в следующем году – рекордного уровня с 1970 года.
Чего ждать от Кашагана?
В ОПЕК+ есть еще одна страна, которая может повлиять на баланс спроса и предложения на нефтяном рынке. После начала промышленной добычи на месторождении Кашаган на шельфе Каспия казахстанские власти выражают надежду на увеличение добычи до 107,3 млн. т к 2025 году. При этом, в этом году министерство энергетики Казахстана рассчитывает увеличить добычу до 81 млн. т по сравнению с 79,5 млн. т в 2016 году. Однако Казахстан может добыть еще больше, если принимать во внимание планы оператора Кашагана North Caspian Operation Company (NCOC). NCOC планирует к концу года увеличить производство до 370 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, в 2017 году объем добычи на месторождении может достигнуть 12 млн. т, а совокупная добыча Казахстана – превысить 85 млн. т.
Несмотря на официальное присоединение к соглашению ОПЕК+, Астана преследует собственные меркантильные цели, используя свободные ниши на рынке и возможности поставок сырья по трубопроводу КТК, мощность которого в этом году будет увеличена до 67 млн. т. В настоящее время пропускная способность нефтепровода составляет 52,5 млн. т, о чем официально сообщил в мае глава КТК Николай Горбань.
Казахстан – слабое звено в ОПЕК+. Резкое увеличение добычи на Кашагане вопреки соглашениям в рамках ОПЕК+ препятствует достижению баланса между спросом и предложением на нефтяном рынке в текущем году.
Китай – последняя надежда
Надеждой – может быть последней – для нефтедобывающих стран остается Китай, который в первом квартале 2017 года стал крупнейшим импортером нефти в мире, опередив США. Рост импорта в КНР связан прежде всего с высокими производственными издержками и падением собственной добычи на истощенных месторождениях в нефтяных провинциях Daquin и Shenli.
В мае Китай снизил добычу до минимального уровня за последние шесть лет – 16,26 млн. т (3,86 млн. баррелей в сутки). Эта тенденция продолжится, несмотря на предпринимаемые китайскими властями меры, направленные на стабилизацию добычи нефти в стране.
На фоне падения собственной добычи в Китае растет потребление моторного топлива и энергоносителей. Согласно официальным данным главного управления таможни КНР, поставки нефти в страну в мае выросли на 15% относительно того же периода годом ранее, составив 37,2 млн. т (8,76 млн. баррелей в сутки). За первые пять месяцев текущего года импорт нефти в Китай достиг 176 млн. т (8,52 млн. баррелей в сутки) – более чем на 13% больше, чем в январе-мае 2016 года.
Стабильно высокий спрос на зарубежное сырье обеспечивают независимые НПЗ – в первую очередь находящиеся в провинции Шандонг – утверждают китайские аналитики нефтегазового сектора.
Однако импорт нефти в Китай может снизиться в ближайшие месяцы, поскольку многие крупные китайские НПЗ становятся на плановый ремонт. Кроме того, отмечаются признаки избытка предложения моторного топлива на внутреннем рынке, считают некоторые нефтетрейдеры.
По мнению Давида Мартина, аналитика JPMorgan Chase, многие азиатские НПЗ сейчас находятся в “спящем режиме”, но могут проснуться в течение нескольких недель, что обеспечит устойчивый спрос на сырье.
Кроме того, избыток нефти может быть использован для пополнения запасов – не только стратегических, но и коммерческих. В этом году Пекин планирует запустить торги нефтяными фьючерсами на Шанхайской энергетической бирже, для чего необходимо иметь значительные коммерческие запасы нефти, которые гарантируют отгрузки сырья, купленного в ходе торгов. (Прайм/Энергетика Украины и мира)