Чтобы проект частично соответствовал Третьему энергопакету.
Проект мандата, подготовленный Европейской комиссией для министров энергетики стран ЕС, включает требования частично распространить положения Третьего энергопакета на подводную часть “Северного потока-2”, сообщили “Ведомостям” человек, знакомый с содержанием документа, и представитель одного из профильных европейских министерств.
Частичное применение норм энергетического законодательства ЕС к подводной части трубопровода подразумевает приемлемый доступ к нему третьих сторон, в этом качестве могут выступить другие российские компании, говорит человек, знакомый с документом. У министров энергетики ЕС проект получил одобрение. “Первое обсуждение показало, что наш подход пользуется большой поддержкой”, – написал в Twitter вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович.
Как исполнять требование о доступе третьих лиц к “Северному потоку-2”, в документе не сказано. “Это может быть прямой доступ к трубопроводу независимых поставщиков. Или их возможность продавать газ европейским потребителям на территории России. Кто обеспечит транспортировку, значения не имеет”, – объяснил представитель Минэнерго одной из стран ЕС. Он знает, что у документа есть противники: “за” были Португалия и Восточная Европа, в том числе Польша и Венгрия. У Германии и Франции были возражения”. Обсуждение документа продолжится в сентябре. “Мы всегда стараемся найти консенсус, – говорит сотрудник профильного европейского ведомства. – Но если страны ЕС к единому мнению не придут, будет голосование. Мандат может быть утвержден и таким способом”.
“Поводом распространить Третий энергопакет на подводную часть “Северного потока-2″ могут стать последние километры трубы с немецкой стороны. По документам этот участок считается подводным, но таковым не является. По мнению части стран, из-под норм законодательства ЕС он не может быть выведен”, – рассказал один из собеседников “Ведомостей”. В середине июня об отсутствии оснований для подобных переговоров заявлял зампред правления “Газпрома” Александр Медведев. “Есть юридическое заключение, что нормы Третьего энергопакета не могут применяться к морской части “Северного потока – 2”, как они не могли применяться к “Северному потоку”. Сейчас непонятно, из каких соображений говорят: “Давайте мы получим мандат на переговоры”. В сухопутной части мы все нормы Еврокомиссии приняли”, – заверил он (цитаты по “Интерфаксу”).
Утверждение мандата в текущей редакции вполне реально, считает директор энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Татьяна Митрова, но не видит в этом препятствий для газопровода. “Еврокомиссия создаст регуляторные условия для третьих сторон получить доступ к подводной части газопровода, но из этого отнюдь не следует, что такие же условия для них создаст Россия, – говорит Митрова. – Я бы рассматривала мандат как декларацию европейцев – чего они ждут от России. Все прекрасно понимают: никакой мандат не позволит Еврокомиссии провести либерализацию российского экспорта сетевого газа против воли российской стороны”.
“Северный поток-2” ищет деньги в Китае
Позиция “Газпрома” неизменна, сообщил на ежегодном собрании акционеров предправления Алексей Миллер: “Никакого особого режима для проекта “Северный поток-2″, конечно же, не нужно”. Проект выполняется строго по графику, компания абсолютно уверена, что он будет построен в срок, подчеркнул он.
Минэнерго настаивает на коммерческом характере переговоров по проекту и просит время на изучение мандата, сообщал “Интерфаксу” министр энергетики России Александр Новак: “Наша позиция пока заключается в том, что строительство “Северного потока-2” осуществляется коммерческими европейскими компаниями и российским “Газпромом”. И все взаимоотношения строятся на коммерческой основе”.
“Конкуренция за доступ к трубе и конечному потребителю может привести к некоторому снижению цены. Поэтому для Европы распространение норм Третьего энергопакета на подводную часть трубопровода может стать плюсом”, – говорит директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. С оптимизмом такое решение воспримут и независимые производители газа, для них это возможность нарастить прибыль, считает он: “С учетом всех издержек экспорт 1000 куб. м приносит сегодня примерно в 1,5 раза больше прибыли, чем продажа того же объема на внутреннем рынке. Но “Газпром”, вероятно, будет всячески сопротивляться отмене монополии на экспорт газа”. Маринченко также уверен: не все, что хорошо для европейского потребителя, обязательно хорошо для России. Падение конечной цены на газ может привести к некоторому снижению экспортной выручки и экспортной пошлины и, как следствие, к сокращению поступлений в бюджет страны. Правда, замечает он, тот эффект может быть нивелирован ростом экспорта.
Проще всего было бы обеспечить доступ к трубопроводу независимым поставщикам, но текущая редакция мандата отмены монополии “Газпрома” на экспорт газа не гарантирует, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: “Газпрому” достаточно начать продавать часть экспортного газа на входе в “Северный поток – 2” – и с юридической точки зрения владельцем газа станет третье лицо, нормы Третьего энергопакета будут выполнены. Есть небольшой нюанс: по действующим экспортным договорам поставщиком газа должен быть именно “Газпром”. Но все это решается заключением дополнительных соглашений к контрактам, говорит Корчемкин. (Артур Топорков, Виталий Петлевой, Ведомости/Энергетика Украины и мира)