Грядущий отопительный сезон рискует оказаться под угрозой срыва. Это может произойти из-за того, что оператору газотранспортной системы ПАО “Укртрансгаз” не удалось получить от газового монополиста – НАК “Нафтогаз Украины” – около 1 млрд. грн.
Эти средства НАК якобы должен был уплатить оператору ГТС за услуги балансировки. Ее необходимость возникла в первом полугодии 2016 г. из-за объемов газа, которые теплоэнергетические предприятия использовали для того, чтобы обеспечить теплом всех своих потребителей. Но НАК считает, что теплокоммунэнерго отбирали газ несанкционированно. Свою позицию “Нафтогазу” удалось отстоять в Высшем хозяйственном суде, который принял решение в пользу монополии. В результате “Укртрансгаз” будет требовать с облгазов заплатить почти миллиард гривен. Те, в свою очередь подтвердили РБК-Украина, что не намерены снабжать газом теплоэнергетиков, пока они не погасят задолженность. Теплокоммунэнерго уже сейчас заявляют, что это им сделать не удастся, поскольку при оплате по этой схеме стоимость “голубого топлива” для них вырастет в разы. Энергетикам ничего не остается, как уже сейчас предупреждать украинцев о возможности срыва отопительного периода. В ситуации разбиралось РБК-Украина.
Поспорили с “дочкой”
Высший хозяйственный суд Украины 6 июля поставил точку споре между НАК “Нафтогаз Украины” и его “дочкой”, оператором газотранспортной системы “Укртрансгаз” (УТГ). Основанием для судебного разбирательства, которое длилось около года, стал отказ газового монополиста признавать свой долг перед УТГ в размере почти 925 млн. грн. за услуги балансировки в первом полугодии 2016 г. Это вынудило оператора ГТС еще в сентябре прошлого года обратиться в суд, первая инстанция которого удовлетворила иск компании. Но это решение впоследствии было отменено Киевским апелляционным судом.
Проблемы возникли из-за того, что в январе-июне прошлого года НАК отказывался документально подтверждать продажу газа тепловой генерации, а именно: не согласовывал акты приема-передачи. В результате это привело к отрицательному балансу между заявленными и подтвержденными объемами природного газа (номинациями) и фактически потребленными. То есть, небаланс сформировался из-за того, что потребитель – теплокоммунэнерго – значительно превысили утвержденный им ранее объем топлива. Для того чтобы его покрыть, операторы ГТС (“Укртрансгаз”) и газораспределительных сетей (облгазы) должны провести балансировку.
Ее механизм предусматривает, что на весь объем небаланса УТГ должен приобрести газ по рыночной цене. В январе она составляла 8,4 тыс. грн. за тыс.у куб. м, а в марте – около 9,5 тыс. грн. Дальше УТГ формирует счета на оплату услуг по балансировке для облгазов, умножая цену на коэффициент 1,2. А те, в свою очередь, учитывают балансировку в своих счетах для ТКЭ с коэффициентом 2. Таким образом, для теплоэнергетиков, которые используют газ для того, чтобы обеспечить теплом не только население, но и промышленность, и бюджетные учреждения, цена топлива возрастает до почти 22-23 тыс. грн. за тыс.у куб. м. Этот алгоритм покрытия небаланса закреплен в Кодексах ГТС и газотранспортных сетей, которым должны следовать все участники рынка.
Максимальный объем месячных небалансов, которые “Укртрансгаз” установил первые шесть месяцев прошлого года, составил более 45 млн. куб. м в январе, а минимальный пришелся на июнь – 3,2 млн. куб. м. Суммарно за шесть месяцев небаланс составил около 122 млн. куб. м.
Следуя букве Кодекса
Впрочем, с такой постановкой вопроса не согласился “Нафтогаз Украины”, который считает, что в первом полугодии прошлого года небаланс не возникал, и услуги по транспортировке газа сразу нескольким категориям потребителей компания не заказывала.
Стоит напомнить, что согласно правительственному постановлению №758, на “Нафтогаз Украины” возложены специальные обязательства. Это означает, что НАК поставляет природный газ теплокоммунэнерго, которые используют его для производства тепловой энергии (централизованное отопление и горячее водоснабжение) для нужд населения и религиозных организации (по цене 4849 грн. за тыс. куб. м). Соответственно, “Нафтогаз” не продает газ в режиме спецобязательств для обеспечения тепловой энергией промышленных потребителей и бюджетных организаций. И если НАК не утверждал для УТГ транспортировку газа для нужд других категорий потребителей, то, по мнению компании, объемы небаланса должны считаться несанкционированным отбором, а ответственность за это несет оператор ГТС и операторы газораспределительных сетей, то есть, облгазы.
Источники РБК-Украина в “Нафтогаз Украины” ссылаются на раздел VI Кодекса газораспределительных сетей, в котором говорится, что “потребитель обязан самостоятельно контролировать собственное газопотребление” и не допускать превышение подтвержденного (месячного или суточного) объема природного газа. В противном случае, согласно Кодексу, к потребителю могут быть применены санкции, которые предполагают в том числе “принудительное прекращение подачи газа”.
Именно эту позицию НАК “Нафтогаз Украины” удалось отстоять в Высшем хозяйственном суде, который по требованию спорящих сторон рассматривал дело в закрытом режиме. Фактически это означает, что теперь УТГ будет требовать уплаты почти в миллиард грн. от облгазов, а те, в свою очередь, выставят счета за поставленный газ производителям тепла.
“Проблема даже глубже, ведь изначально НАК “Нафтогаз” не утверждал номинации на поставку газа или утверждал с заниженными объемами. Компания ссылается на постановление о спецобязательствах, в соответствие с которым они отпускают газ теплокоммуэнерго только для нужд населения и религиозных организаций. Но теплоэнергетики должны обеспечивать теплом еще и промышленность, и бюджетную сферу. По версии НАКа, тепловая генерация должна была заключить договора на этот газ с другими поставщиками. Но это, во-первых, противоречит Правилам поставки газа, а, во-вторых, как посчитать, где, чей газ, если точка входа и учета одна”, – пояснил РБК-Украина источник в одном из крупных облгазов, пожелавший остаться неназванным.
Собеседник РБК-Украина уточнил, что согласно Правилам поставки природного газа, в расчетном периоде одному потребителю позволяется получать природный газ исключительно от одного поставщика. Значит для того, чтобы обеспечить газом ТКЭ для нужд небытовых и бюджетных потребителей, теплоэнергетики не могли покупать газ у другой компании, поскольку их поставщиком уже является “Нафтогаз”. В то же время, в НАКе напомнили, что Правила разрешают потребителю “одновременно заключать сразу несколько договоров на поставку газа, если годовой объем потребления не превышает 30 млн. куб. м”.
“На НАК пытаются повесить небалансы по потребителям, с которыми у нас даже договоров не было. Это не наши потребители и мы не согласовывали по ним номинации, – пояснил РБК-Украина источник в “Нафтогазе” на условиях анонимности. – Мы же не поставщик последней надежды в данном случае, и по закону мы имеем право не давать номинацию. Поэтому газ, который безконтрольно отбирали облгазы – не наш, и операторы ГТС и газораспределительных сетей несут за это ответственность. С них и спрос, а не с НАКа”.
Собеседник издания также опроверг тот факт, что “Нафтогаз” отказывает в удовлетворении заявок теплокоммуэнерго на услуги транспортировки газа (номинация) или утверждает их не в полном объеме. “Номинации выдаются всем, кто выполняет условия реструктуризации долгов”, – пояснили в “Нафтогазе”. Речь идет о пятилетнем плане реструктуризации долгов теплогенерирующих компаний за поставленный им природный газ в предыдущие периоды. По данным компании, на начало июля объем долга составлял более 31 млрд. грн.
Будущее без тепла
Источники на газовом рынке неофициально говорят, что “УТГ и “Нафтогаз” разыграли ситуацию суде на двоих”. В результате олигарху Дмитрию Фирташу, который контролирует около 70% рынка распределения газа (то есть, все крупнейшие облгазы) придется или найти миллиард грн. на погашение долгов перед оператором ГТС, или “выбивать” эту сумму с коммунальных предприятий тепловой энергетики, в том числе через суды, которые могут длиться годами.
“Решение суда дает НАКу право не признавать небаланс. То есть, по сути, газовая монополия говорит, что это не их газ, и они его не поставляли. И якобы операторы сетей, то есть, облгазы этот газ откуда-то украли. Облгазы теперь вынуждены вот эту сумму в почти 925 млн. грн. требовать с тепловиков, чтобы закрыть долг перед оператором ГТС. Но, если мы покупали газ с коэффициентом 1,2, то для тепловиков он увеличится до 2, и рассчитаться придется с нами по цене в четыре раза превышающий исходную. Разумеется, что такие суммы теплоэнергетики не потянут, а значит нас ждет долгий процесс выбивания денег через суды”, – рассказал РБК-Украина директор одного из крупных облгазов на условиях анонимности.
По его словам, ситуация грозит и более глобальными последствиями. В частности, облгазы получили юридическую возможность ограничить поставку газа потребителям, то есть, тепловой генерации до полного погашения долгов. “Я знаю, что ни я, ни мои коллеги при наличии этих долгов на включение газа осенью в отопительный период для тепловиков не пойдем. Значит, что украинцы могут остаться без тепла, пока теплоэнергетики с нами не рассчитаются, а мы не закроем долг перед УТГ”, – пояснил собеседник РБК-Украина.
О том, что отопительный сезон находится под угрозой срыва, говорят и сами теплоэнергетики, оказавшиеся в патовой ситуации. “Теплоэнергетики могут не получить газ в осенне-зимний период, поскольку при наличии долгов облгазы им просто его не будут транспортировать”, – заявил президент межотраслевой ассоциации “Укртеплокоммунэнерго” (объединяет крупнейшие теплокоммунэнерго) Арсентий Блащук. Он уточнил, что обратиться к другому поставщику газа могут себе позволить лишь несколько игроков рынка. “С другим продавцом газа для обеспечения нужд бюджетной сферы теплоэнергетики могут заключать контракты, при условии, что у них нет долгов перед “Нафтогазом”. Таких компаний на рынке очень мало – не больше трех, может, пяти”. По словам Блащука, проблема заключается в том, что теперь тепловым компаниям придется оплачивать небаланс газа по более дорогой цене. “Применение коэффициентов увеличит счета для нас в несколько раз. Кроме того, тариф и так не покрывает себестоимость наших услуг по теплоснабжению полностью, а 60-70% платежей – это бюджетные расчеты по льготам и субсидиям для населения, которые тоже нам сложно у государства получить. Поэтому есть большая вероятность срыва отопительного сезона”, – пояснил Блащук РБК-Украина. (Мария Цатурян, заместитель главного редактора РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)