Экономисты подразделения Cisco Consulting Services и Oxford Economics в одном из совместных исследований оценили потенциальный макроэкономический эффект от модернизации оборудования и выяснили, что ускоренное внедрение цифровых технологий на базе интернета вещей в нефтегазовой отрасли может дополнительно давать 0,5-0,8% реального ВВП страны.
То есть с поправкой на инфляцию. Вывод экспертов базируется на том, что нефтегазовая отрасль является базовой для роста экономики. В нашем случае – триггером быстрого роста, так как отрасль не только капиталоемкая (огромный объем инвестиций), но и самая технологичная (“умные” и цифровые технологии).
Также приход иностранных инвесторов привлекает интерес к рынку со стороны сервисных компаний, предприятий трубной промышленности, промышленного строительства и др. Все это способствует созданию рабочих мест и увеличению базы налогообложения для региональных бюджетов.
Но это идеальная модель развития экономики. О нефтегазовом рынке (как и в о футболе) сейчас любят говорить все: государственные чиновники, местные власти, бизнес, средства массовой информации: и просто активные граждане. Но фактические действия каждой из сторон приводят к созданию многочисленных барьеров.
Действия Кабинета министров и Верховной Рады привели к тому, что заниматься реальной добычей природного газа (производством) стало инвестиционно непривлекательно. Куда интереснее работать по схеме купи-продай.
Реальных нефтегазодобытчиков независимо от форм собственности (не сквоттеров, имеющих спецразрешения на разработку месторождений, но не вложивших ни одной гривни и даже не начавших работу на них) можно сосчитать по пальцам. Тогда как лицензию на право поставки природного газа по состоянию на 14 июля 2017 г. имеют 276 компаний.
Правительство в целях наполнения бюджета стало управлять отраслью методом “рубильника”. Ставки ренты то “задирали” до небес, вымывая у компаний оборотные средства, то возвращали на прежний уровень.
При этом обещая в будущем “печеньки”. Такой “печенькой” для местных властей стало обещание оставлять на развитие регионов часть рентных платежей. Но введение этой нормы “предусмотрительно” отложили на 2018 г.
Местные власти не стали тянуть с ответом и тоже “отложили” мечты правительства об увеличении доходной части от добычи нефти и газа на следующий год, заблокировав разрешения отвода земельных участков для разведочных работ и бурения.
Парламент также не стремится изменить формат работы рынка, чтобы разблокировать экономический рост сектора и страны в целом. Законодательство о недрах, которое требует скорейшего изменения, пылится в Раде уже несколько месяцев. Как и законопроекты №3096д и №5459.
Привело это к тому, что инвестиционные программы нефте- и газодобывающих компаний находятся на уровне “поддержания работ”, чтобы сохранить текущий уровень добычи. О ее наращивании, заявленной энергонезависимости и обеспечении страны собственными энергоресурсами до 2020 г. и говорить не приходится.
А нужно ведь немного – не хвататься за все подряд, а определить приоритетные отрасли развития экономики и создать стимулирующую, а не репрессивную фискальную политику. И тогда инвесторов не нужно будет завлекать “печеньками”, они сами будут стремиться войти в проекты в Украине. (Вячеслав Мироненко, главный редактор журнала БИЗНЕС/Энергетика Украины и мира)