Бездеятельность власть предержащих уже представляет угрозу для энергетической безопасности страны, являющейся составной частью национальной безопасности.
Второй год подряд идет системная атака на атомно-промышленный комплекс и отечественную ядерную энергетику. Атака на отрасль, которая с начала украинско-российской войны 2014 г. продемонстрировала устойчивое функционирование, благодаря чему Украина без проблем прошла три осенне-зимних сезона.
На отрасль, которая за три года максимально диверсифицировала поставки товаров и услуг с целью уменьшения зависимости от РФ. И это без всяких тарифных “Роттердам+”. Замечу также, что диверсификация товаров (ядерное топливо) и оборудования, которые являются высокотехнологическими изделиями, это совсем не диверсификация поставок сырья, такого, как уголь, на что не сподобились компании, эксплуатирующие тепловые электростанции, несмотря на Роттердам+.
Не говоря уже о том, чтобы последние вкладывали эти деньги в реконструкцию своих энергоблоков под уголь газовой группы.
В прошлом году счета госкомпании НАЭК “Энергоатом” были заблокированы более полугода по иску компании из серии “рога и копыта” самыми “честными в мире” украинскими судами в связи с якобы долгом НАЭК “Энергоатом”.
“Православный чекист” народный депутат Андрей Деркач вместе с субподрядчиком народным депутатом Андреем Артеменко завалили информационное пространство, органы государственной власти и даже МАГАТЭ “страшилками” относительно опасности эксплуатации украинских АЭС и требованиями сменить руководство “Энергоатом” и Госатомрегулирования Украины.
Для разворачивания кампании была цинично использована печальная годовщина – 30-летие со дня аварии на Чернобыльской АЭС. При этом они без стеснения привлекли к кампании ветеранов ядерной энергетики в качестве “экспертов” для усиления своей позиции.
При всем уважении к прошлым заслугам ветеранов, замечу, что они давно не отслеживают тенденции в мировой и украинской ядерной энергетике, и, участвуя в постановочных шоу, выполняют роль марионеток. Наблюдать за этим смешно и грустно одновременно.
Программа реформирования ядерно-промышленного комплекса, которая рассылалась вместе с письмами авторства вышеупомянутых народных депутатов, по сути своей предлагала вернуться в лоно российского атомпрома, и увеличить и “усугубить” зависимость Украины от РФ. И это в условиях войны!
Первую половину 2017 г. ядерная энергетика опять проявила себя наилучшим образом. В условиях блокады поставок угля с оккупированных территорий, при полной остановке энергоблоков ТЭС, работающих на антраците, АЭС давали стране более 60% электроэнергии.
При этом в конце 2016 г. тариф на электроэнергию для АЭС был снижен с 51,2 коп. за 1 кВт-час до 46,6 коп. Ну, а тариф ТЭС достиг в 2016 г. аж 2 грн. за 1 кВт-час!
При этом никаких поставок угля из-за границы не наблюдалось, и владельцы ТЭС просто положили 16 млрд дополнительных денег в свой карман.
Сегодня на заседании НКРЭКУ, которое не состоялось из-за обыска НАБУ в Регуляторе, планировалось снизить тариф для АЭС с 48 коп до 40 коп за 1 кВт-час.
Из тарифа, который является единственным источником дохода НАЭК “Энергоатом”, “юноша бледный со взором горящим” (с), руководящий самой независимой НКРЭКУ за всю историю Украины, предлагает выбросить членские взносы компании в Всемирную ассоциацию операторов АЭС в размере 161 млн. грн. (взносы в организацию не платятся с 2014 г. и задолженность составила уже около $4,5 млн. за период 2014-2016 гг.), капитальные вложения, которые с т.з. НКРЭКУ “небыли надлежащим образом предварительно согласованы с Минэнергоугля” и т.д.
Для чего это делается? Только для того, чтобы удержать среднерыночную цену на электроэнергию, при этом тарифы для населения, потребляющего более 100 кВт-час, уже превысили ее уровень.
И иметь возможность непрямо дотировать частные ТЭС, распределяя им с рынка деньги. При этом по итогам 7 месяцев ГП “Энергорынок” задолжал “Энергоатому” 3,08 млрд. грн. за уже отпущенную электроэнергию. А с учетом предыдущих периодов сумма перевалила за 13 млрд грн.
Вдумайтесь, 13 млрд. грн.! Причем, большая часть прироста долга происходила именно в период действия печально знаменитой формулы “Роттердам+” для частных ТЭС.
Как ГП “Энергорынок” будет возвращать долг перед своим реформированием в соответствие с законом о рынке электроэнергии, не знает никто. Скорее всего, все произойдет по схеме “кому должен, всем прощаю”.
При обвальном удешевлении гривны в три раза относительно доллара, увеличение тарифа для АЭС вдвое привело к тому, что топливная составляющая в тарифе увеличилась до 60%, хотя в довоенные годы она колебалась от 25 до 30%.
Соответственно, меньше денег остается на капитальные вложения, инвестиционные проекты, не говоря уже о новом строительстве. Недостаток тарифных денег для ремонта оборудования, не влияющего на ядерную безопасность, приводит к его отказу.
Я здесь имею ввиду электротехническое оборудование, прежде всего. А его отказ – к остановке энергоблока. Если такое будет случаться в грядущем осенне-зимнем сезоне, проблемы возникнут у всей страны, и веерных отключений не избежать.
Удивительное поведение в этом году и продемонстрировала еще одна государственная структура – Госгеонедра Украины, находящаяся в подчинении Минэкологии и природных ресурсов.
С нарушением всех норм по срокам постановления КМУ “О порядке выдачи разрешения на пользование недрами” Госгеонедра в течение уже почти 9 месяцев не сподобится выдать разрешения на добычу урановой руды “Восточному горно-обагатительному комбинату”, предприятию с 65-летней историей.
Три месяца не работают урановые шахты Смолинская и Ингульская, 2200 шахтеров уже третий месяц без заработной платы, предприятие понесло уже убытков на 300 млн. грн. (по оценке Минэнергоугля).
Но ни премьер-министр, ни вице-премьер, ни министр энергетики и угольной промышленности, ни министр экологии и природных ресурсов повлиять на руководство Госгеонедр не в состоянии!
Шахтеры уже приезжали в Киев с пикетами, а завтра, 18 августа, накануне Дня шахтера, будут пикетировать здание Кабинета Министров.
И никто не несет никакой ответственности из чиновников – ни экономической, за нанесенный ущерб, не говорю уже о моральном, ни политической.
Ждать от пана Остапа Семерака, министра экологии, отставки не приходится. Не говорю уже о членах НКРЭКУ, которых назначает Президент Украины, и которые не подчиняются правительству.
К тому же, в ноябре из состава комиссии останутся только двое, во главе с ее председателем, и она станет нелегитимной, поскольку до сего времени ВР не выбрала конкурсную комиссию по отбору кандидатов члены по своей квоте. А правительство и Президент тоже бездействуют.
Паралич государственного управления в несчастном нашем государстве достиг угрожающих размеров.
Бездеятельность власть предержащих уже представляет угрозу для энергетической безопасности страны, являющейся составной частью национальной безопасности.
И это в условиях непрекращающейся ни на день украинско-российской войны с ежедневной гибелью и ранениями наших воинов.
Они дождутся очередного Майдана… (Ольга Кошарная, директор по связям с общественностью Ассоциации “Украинский ядерный форум”, Бизнес Цензор/Энергетика Украины и мира)