Его цена достигла рекордного уровня – 15 грн. за литр. Голубое топливо еще никогда так дорого не обходилось автолюбителям, хотя его всегда представляют как дешевую альтернативу бензину и солярке.
Почему подорожал автогаз: из-за ситуативного дефицита? Или, может, это сговор оптовиков или владельцев заправок? Стоит ли отказываться от этого топлива?
О том, что вот-вот возникнет дефицит сжиженного газа для автомобилей и цены на него вырастут, эксперты и участники топливного рынка начали говорить с июня. Главный аргумент, который они приводили, состоял в следующем: летом на ремонт постепенно выводят заводы по производству сжиженного газа в странах, откуда в Украину поступают основные объемы импорта. Речь идет о России, Казахстане и Беларуси, на которые в совокупности приходится около 75% украинского рынка автогаза. Остальные 25% потребностей закрывают за счет сжиженного газа украинского производства.
Но прошел июль, и розничные цены на автогаз на заправках поднялись примерно на 10% за месяц. Оптовые цены на это топливо в это же время пошли в гору с 20 до 23 тыс. грн./т, то есть их рост в полтора раза опережал розницу. Оптовики уверяют, что никакой раскачки цены с их стороны не было, а на цены повлиял спрос, который провоцирует дефицит.
После чего уже в августе оптовые цены на сжиженный газ снова скакнули вверх – 21 августа были зафиксированы сделки с ценой свыше 27,6 тыс. грн./т, и по сравнению с началом июля это уже почти 40%-ный рост.
По данным Геннадия Кобаля, руководителя агентства ExPro, действительно в июле и начале августа объемы импорта в Украину сжиженного газа сократились, и в первую очередь за счет уменьшения поставок из России. “Трудно сказать, связано ли такое сокращение с технологическими причинами, то есть ремонтами, или все же имеет место попытка манипулировать рынком. Поставки российского сжиженного газа завязаны на одну компанию – “Роснефть”, поэтому появились предположения, что этот самый крупный игрок придержал свои поставки в августе, после чего цены двинулись вверх”, – сказал эксперт. О размере дефицита можно судить по следующим цифрам: если в обычный месяц летнего периода поставки из-за рубежа достигают 120 тыс. т, то в августе ожидаемый импорт сократится до 100 тыс. т.
В консалтинговом агентстве “А-95” приводят целый набор объяснений такого сокращения. Во-первых, все те же пресловутые остановки заводов по производству автогаза едва ли не по всему периметру Украины. Во-вторых, проблемы с оперативными поставками из Румынии возникли из-за нерасторопности “Укрзализныци”, которая готова предоставить железнодорожные цистерны под этот вид топлива лишь через 40 дней после заявки. И в-третьих, грядущие изменения лицензирования перевозок создают неразбериху среди транспортных компаний, поэтому непросто обеспечить ритмичные поставки автогаза до автозаправок.
На все три аргумента, объясняющие неотвратимость состоявшегося рекордного подорожания, есть три простых контраргумента.
Во-первых, о приближении всеукраинского дефицита автогаза консультанты и аналитики твердили с июня, а самые нетерпеливые занялись пророчествами еще в мае. Казалось бы, достаточно времени для того, чтобы торговцы подготовили альтернативные маршруты и спокойно закрыли дефицит.
Во-вторых, торговцы автогазом работают с “Укрзализныцею” не первый год и прекрасно осведомлены о том, за сколько дней до подачи цистерн необходимо подать заявку на них железнодорожникам. Тем не менее в первой декаде июля цистерны под сжиженный газ на август особым спросом не пользовались.
В-третьих, возможные изменения правил лицензирования перевозок сжиженного газа автотранспортом могут начаться лишь с 1 сентября. Но этот фактор уже в августе якобы мешает перевозчикам выполнять свою работу.
Интересно будет отметить, что в середине августа через Босфор на Одессу прошел СПГ-танкер с грузом сжиженного газа из Египта для одного из крупнейших украинских оптовых поставщиков автогаза.
В настоящее время судно готово к разгрузке – тем более что лучших цен на автогаз сейчас сложно и представить. Все это указывает на то, что, как бы там ни было с намеренным ограничением импорта со стороны россиян, украинские оптовики также не сидели сложа руки – во всяком случае, они оказались в полной готовности погреть их на ценовом скачке.
Что касается перспектив, то уже с середины сентября следует ожидать спада автогазового ажиотажа. Обещают, что к тому времени завершатся злополучные ремонты и это позволит перекрыть дефицит импорта за счет поставок из Беларуси и Казахстана даже в том случае, если “Роснефть” не восстановит свои поставки.
Если так и произойдет, то ситуация нынешнего августа-сентября на рынке автогаза станет полным повторением прошлогодней. Тогда также во второй половине августа и начале сентября сжиженный газ для авто резко подорожал, а затем к октябрю вернулся к прежним отметкам. Хотя есть и важное отличие – сейчас автогаз подорожал до 15 грн. за литр, а в прошлом году до 13,5 грн. И это при том, что бензин и солярка сейчас дешевле, чем год назад. Другими словами, выгода от использования сжиженного газа на автомобилях по сравнению с бензином и дизельным топливом сокращается. (Михаил Загария, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)