Минфин США 31 октября уточнил редакцию секторальных санкций, наложенных на российскую нефтяную отрасль, включив в них новые ограничения, принятые Конгрессом в июле. Изменения внесены в директиву 4, исходно принятую в сентябре 2014 г.
Изначально американским компаниям и гражданам было запрещено оказывать какое-либо содействие (за исключением финансового) проектам по разработке нефтяных месторождений в российской Арктике, на шельфе (при глубине моря более 150 м) и в сланцевых залежах.
Теперь запрет распространился не только на Россию, но и на новые нефтяные проекты в любой другой стране, если в них участвует российская компания, на которую наложены секторальные санкции (Sectoral sanctions identifications, SSI List) и которая владеет в проекте долей в 33% или более. Ограничения будут распространяться на проекты, начатые 28 января 2018 г. или позднее.
Как говорится в разъяснениях Минфина США, американским компаниям нельзя предоставлять услуги по бурению, геофизическим и геологическим исследованиям, транспортные, управленческие услуги.
Как отмечает издание, сейчас в SSI List по России 278 компаний, это почти все крупнейшие игроки энергетического, финансового и оборонного сектора. К директиве 4, посвященной нефтяной отрасли, относятся такие включенные в SSI List компании, как “Роснефть”, “Газпром”, “ЛУКойл”, “Газпром нефть”, а также их многочисленные дочерние структуры.
Таким образом, эти компании не смогут получить услуги или оборудование от американских структур или даже американских граждан (в том числе в качестве работников) для своих новых зарубежных нефтяных проектов в Арктике или на шельфе.
Как отмечает издание, новые санкции могут в первую очередь затронуть участие российских компаний в проектах на шельфе, прежде всего в Норвегии. Так, “Газпром” сейчас пытается закрыть сделку по покупке у австрийской OMV 38,5% в OMV Norge, объединяющей норвежские активы OMV. Почти на всех месторождениях там добывают в том числе нефть, и поэтому проекты могут попасть под санкции в зависимости от того, как Минфин США будет оценивать дату их старта.
Планы по развитию новых активов в Норвегии имеет и “Роснефть”, однако пока неизвестно, на какие доли она претендует. Также компания планировала развивать добычу на шельфе Венесуэлы, в основном для получения газа. Будет ли там добываться нефть, пока неизвестно.
Возможные проекты российских компаний в Иране, в том числе на шельфе Персидского залива, под санкции попасть не должны, поскольку глубина моря там менее 150 м.
Санкции США теоретически могут также осложнить планы “ЛУКойла” по работе в Норвегии, а также на шельфе Мексики.
Поскольку все крупнейшие нефтесервисные компании, такие как Schlumberger или Baker Hughes, имеют сильные представительства в США, сотрудничество с ними может быть затруднено.
В то же время, как отмечает издание, в отличие от секторальных санкций 2014 г., текущие меры США вводит односторонне, без поддержки и участия ЕС. Это означает, что европейские компании смогут сотрудничать с российскими, однако не вполне свободно, так как новые санкции США касаются не только американских компаний, но и оборудования и услуг, изготовленных или оказанных на территории США. Этот пункт может ограничить возможности европейских компаний, имеющих бизнес в США, по работе с российскими компаниями в подсанкционных проектах.
Также наличие санкций может помешать российским компаниям успешно бороться на зарубежных тендерах по розыгрышу участков и вступать в консорциумы по их освоению иначе, нежели на положении миноритария. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)