За 2016 г. НКРЭКУ проиграло в судах 38% исков (общее число которых – около 60). Как посчитала Светлана Голикова, член Конкурсной комиссии по выбору членов НКРЭКУ, избранная от Верховной Рады, в среднем 15 исков в квартал, из которых 5 проигрывались.

38% проигранных исков – цифра катастрофическая на самом деле, и является ярким доказательством уровня “профессионализма” принимаемых решений самой “независимой” Комиссией за всю историю ее существования.

В нормальном государстве этот факт уже бы стал предметом серьезного расследования, аудита деятельности регулятора и соответствующих кадровых выводов.

Ну, это в нормальном, а не в нашем президентско-парламентском гибриде, тем более, когда членов Комиссии назначает Президент Украины.

Очевидно, что его все устраивает, и он, будучи гарантом Конституции, не торопится выполнять закон об НКРЭКУ, по которому давно должен был назначить оставшихся двух членов в Конкурсную комиссию по своей квоте.

26 ноября во исполнение соответствующего указа Президента будет уволен очередной член НКРЭКУ, и Комиссия станет не правомочной.

И рынки энергетики и коммунальных услуг, останутся “без руля и ветрил”, как минимум, до весны 2018, т.е. в самую традиционно “горячую” для украинской энергетики пору – осенне-зимний сезон.

К тому же в соответствие с законом о рынке электроэнергии, НКРЭКУ ответственна за разработку и утверждение огромного массива нормативно-правовых актов. В сложившейся ситуации, уверена, сроки введения рынка электроэнергии в Украине, не будут соблюдены.

И НКРЭКУ будет продолжать регулировать рынок “в ручном режиме”, особенно, в пользу частного бизнеса и в ущерб государственных генерирующих компаний, как мы наблюдаем это с весны 2016 года с введением одиозной формулы “Роттердам+”.

Но вернусь к открытому обсуждению тарифа НАЭК “Энергоатом” на 2018 год, которое состоялось 13 ноября. Из вышеописанного ясно, что если тариф не утвердят до 25 ноября, то “Энергоатом” войдет в 2018 год с тарифом 46,7 коп за кВт-час.

А год наступающий очень ответственный для Компании, в течение него три энергоблока встанут на длительные, более 250 суток, ремонты в связи с продлением срока эксплуатации.

В проекте постановления НКРЭКУ предполагается изъятие из тарифа средств из утвержденной Минэнергоуголь (в рекордно ранние сроки, если сравнивать с предыдущими годами) Инвестиционной программы НАЭК “Энергоатом” на 2018 год.

По направлению “новое строительство” (речь идет о Централизованном хранилище отработавшего ядерного топлива) снято 56% от утвержденных средств;

“повышение безопасности энергоблоков АЭС” – минус 36%;

“продолжение термина эксплуатации энергоблоков АЭС” – минус почти 50%;

“техническое развитие, реконструкция, модернизация основного и вспомогательного оборудования” – минус 25%.

В общем, из утвержденной профильным министерством и согласованной с Государственной инспекцией по ядерной и радиационной безопасности, лицензиатом которой является НАЭК, из тарифа изъято суммарно 5,3 млрд. грн., т.е. минус 33%.

Именно из тарифа, без учета кредитов международных финансовых организаций, выделенных под повышение безопасности украинских АЭС.

Чиновники НКРЭКУ объясняют такое решение, как всегда, впрочем, отсутствием обосновующих документов.

При том, что Госатомрегулирование, которое надзирает в нашем государстве за деятельностью лицензиатов в сфере использования ядерной энергии соблюдением ими норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, в этот раз также в рекордно ранние сроки согласовало план-график выполнения в 2018 году Комплексной сведенной программы повышения безопасности.

На вопрос от представителя “Энергоатома”, что из проекта решения НКРЭКУ не ясно, какие именно мероприятия из программ не будут финансироваться, ответа от Сергея Форостяного, из департамента регулирования энергетики, не последовало.

Что ж это получается? Есть Инвестиционная программа, согласованная с Госатомрегулирование и утвержденная Минэнергоуголь, официальный документ. Но он, оказывается, для чиновников НКРЭКУ не является основанием для учета средств в тарифе.

Они выбрасывают из финансирования мероприятия по своему скудному разумению, не понимая важности их реализации для безопасности АЭС, поскольку не для этого они там сидят. И не имеют никакого права определять этот перечень.

Ответственность за обеспечение безопасности при эксплуатации АЭС, в том числе уголовную и финансовую, несет оператор – т.е. “Энергоатом”.

А выглядят все их действия так, что ребятам поставили задачу обеспечить минимальный тариф выживания для государственной компании, продающей в рынок 58% электроэнергии, в пользу владельцев ТЭС, естественно.

И они выполняют задание, не боясь выглядеть смешными, заангажированными и некомпетентными.

Свежий пример. 9 ноября во время торжественного начала строительства ЦХОЯТ в Чернобыльской зоне, в присутствии вице-премьера, министра энергетики и угольной промышленности, руководителей Госатомрегулирования и Администрации по управлению зоной отчуждения, посла США, стало известно о снижении тарифа для НАЭК “Энергоатом” с 48 коп до 46,7 коп за кВт-час до конца года.

И в этом куцем тарифе нет средств на строительство этого самого ЦХОЯТ. Но если где-то убыло, значит, где-то прибудет. Так и случилось.

7 ноября 2017 года НКРЭКУ издает постановление №1362 “Об утверждении на октябрь 2017 г. тарифов на э/э, проданную в ОРЭ Украины производителями, работающими по ценовым заявкам, и определении средневзвешенного тарифа для энергогенерирующих компаний ТЭС”.

Средневзвешенный тариф для энергогенерирующих компаний ТЭС на октябрь 2017 года определен на уровне 1 450.54 грн. за 1 МВт-ч (без НДС). Аналогичный тариф на сентябрь равнялся 1 447.93 грн. за 1 МВт-ч. Т.е. увеличение на 2,6 коп за 1 кВт-ч.

НАЭК “Энергоатом” в 2000-х годах дважды подавала в суд на НКРЭ и дважды суды выигрывала, и было это во времена, когда НКРЭ руководил Сергей Титенко. Закончилось тем, что стороны процесса подписывали “мировую”.

Вот и в этом году Компания подала 5 исков на действия НКРЭКУ, они приняты в производство, и планируется, что они будут рассмотрены до конца года.

В частности, весной 2017 года НКРЭКУ провела три плановых проверки соблюдения лицензионных условий со стороны “Энергоатом” за 2016 год. По результатам их вынесла три постановления о штрафах “за нарушение указанных лицензионных условий” суммою 901 тыс. грн.

Но есть нюанс. В период с 28 мая 2015 года по 26 ноября 2016 года (дата вступления в силу закона о НКРЭКУ) лицензионными условиями признавался только нормативно-правовой акт КМУ, согласованный с Госрегуляторной службой.

Т.е. только с 26 ноября 2016 года НКРЭКУ получило право самостоятельно принимать лицензионные условия.

А в предыдущий период не существовало таких лицензионных условий, соответственно, не могла быть осуществлена проверка несуществующих лицензионных условий, и тем более, привлечение лицензиата к ответственности за нарушение того, чего нет.

НКРЭКУ больше года не выполняла своих прямых обязанностей относительно разработки новых лицензионных условий для их согласования с Госрегуляторной службой и утверждением Кабинетом Министров Украины.

И свое решение принимала, опираясь на постановления НКРЭ от 08.02.1996 №3 и от 26.04.2006 №540, т.е. органа, который был ликвидирован еще в 2014 года указом Президента Украины.

А указ этот не содержал положений о правопреемнике или норм, которые бы обеспечивали непрерывность механизмов госрегулирования.

Кроме того, НКРЭКУ является единственным органом, который не соблюдает законодательно установленных требований относительно порядка подачи для подписания актов проверок и сроков опубликования принятых на их основе постановлений.

В суде была очень показательна позиция НКРЭКУ: “да, мы это делаем, но, во-первых, ответственности за это нет, во-вторых – законом не установлено последствий таких нарушений”.

Такими действиями нарушается статья 19 Конституции Украины относительно обязанности действовать государственные органы лишь на основе, в рамках полномочий и в способ, предусмотренный законодательством?

Одним из трех постановлений, а именно №735 от 1.06.2017, предусмотрено изъятие из структуры тарифа “Энергоатом” почти 1 млрд. грн.

При этом ни одним законодательным актом не предусмотрено право НКРЭКУ не только изымать что-то из структуры тарифа, но и вообще, утверждать такую структуру.

По “Методике формирования тарифов…”, утвержденной 1 августа 2017, в обоснованиях к ее еще проекту написано: “действующей процедурой не предусмотрено установление структуры тарифов”.

В сухом остатке имеем: НКРЭКУ превышает свои полномочия и незаконно устанавливает структуру тарифа, изымает из нее средства, чем, фактически лишает лицензиатов законного права на свободное использование собственных средств.

Ну, а если еще учесть, что изъятие средств происходит по мероприятиям утвержденной министерством Инвестиционной программы из направлений, связанных с безопасной эксплуатацией АЭС, и при этом, опять же, никакой ответственности НКРЭКУ не несет – это не только превышение полномочий, но и угроза национальной и энергетической безопасности страны.

Такие вот у нас “профессионалы” и “эффективные” менеджеры президентского гнезда, мальчики на побегушках у олигархов, которые регулируют рынки энергетики и коммунальных услуг объемом, по разным оценкам, от 400 до 500 млрд. грн. (Ольга Кошарная, директор по связям с общественностью Ассоциации “Украинский ядерный форум”, Бизнес Цензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий