Венгрия. ТВЭЛ будет производить модернизированное ядерное топливо для венгерской АЭС “Пакш”
“Росатом” модернизируют ядерное топливо для венгерской АЭС “Пакш” с целью повышения эффективности расходов. Топливная компания “Росатома” – ТВЭЛ, разработает новую модификацию топлива. Контракт был подписан с венгерской компанией MVM VM Paks NPP Ltd. Он обеспечивает разработку модифицированных тепловыделяющих сборок второго поколения для реакторов ВВЭР-440.
Венгерская АЭС “Пакш” является единственной электростанцией с реакторами ВВЭР-440 с продленным 15-месячным топливным циклом. Ядерное топливо для электростанции производится на предприятии ТВЭЛ – “Элемаш”. Контракт, подписанный между венгерской стороной и ТВЭЛ, предусматривает обеспечение российским ядерным топливом четырех реакторов ВВЭР-440 АЭС “Пакш” до окончания их срока эксплуатации.
“Важно то, что наш венгерский партнер уделяет большое внимание любым возможностям повышения эффективности ядерного топлива и активно участвует в разработке технических аспектов проекта. ТВЭЛ считает исследования и инновации своим приоритетом, и предлагает своим клиентам самые последние модификации ядерного топлива с повышенной эффективностью”, заявила президент ТВЭЛ Наталья Никипелова. Инфообзор ,16.11.2017
Россия. Для арктических поселков разработали проект передвижных мини-АЭС
Передвижные автономные атомные электростанции разработали российские ученые для отдаленных арктических объектов, поселков и месторождений. Об этом рассказал замгендиректора НИКИЭТ имени Доллежаля Александр Пименов в ходе Мурманской международной деловой недели. По его словам, вырабатываемая мини-АЭС электроэнергия будет в два раза дешевле (20 руб. за кВт.ч) той, что дают дизельные установки, работающие на привозном топливе (30-50 руб. за кВт.ч). В качестве примера конструкторы назвали перспективную передвижную установку “АТГОР”, размещаемую на автомобильном полуприцепе. Она способна выдавать 3,5 мегаватт тепловой и 1 мегаватт электрической энергии. Срок службы установки – 60 лет. Перезагружать в нее ядерное топливо необходимо примерно один раз в десять лет. “Российское атомное сообщество”, 16.11.2017
Болгария. БАН дает жизнь Второй атомной
Проект АЭС “Белене” жизнеспособен при определенных условиях. Это показывает финансово-экономический анализ БАН, который должен был ответить на вопрос, как наиболее целесообразно реализовать уже закупленное оборудование для Второй атомной.
Проект необходим, так как в регионе ожидается дефицит 2000 МВт электроэнергии к 2030-2040 г., утверждают ученые.
Проект АЭС “Белене” жизнеспособен, если инвестиционные расходы будут ниже 10.5 млрд. евро, соотношение заемного и собственного капитала не превысит 70/30, и будут договорены проценты по кредиту, не превышающие 4,5%. Ученые рассчитали, что в период с 2030 по 2040 г. рыночные биржевые цены будут варьировать в диапазоне 68-84 евро на МВт-ч, а при более высоких ценах электростанция окупится быстрее. Ученые прогнозирует, что новая АЭС окупится за 20 лет.
Более благоприятные параметры по кредиту могут быть достигнуты, если в проекте примет участие государство. С точки зрения правового анализа, наихудший вариант – это отсутствие любых действий по проекту АЭС “Белене” и принятие решения отказаться от всего, что было вложено и закуплено до настоящего момента, подчеркнул проф. Александр Тасев, директор Института экономических исследований при БАН.
Доклад показывает, что участие государства в проекте, совместно со стратегическим инвестором, способно значительно улучшить финансовые результаты.
“Государство должно участвовать в таком, действительно, масштабном строительстве”, подчеркнул он.
Из доклада БАН следует, что существует сценарий, при котором проект АЭС “Белене” может быть реализован и будет финансово жизнеспособным, заявила министр энергетики Теменужка Петкова на официальном представлении доклада. Необходимо найти способ, позволяющий наиболее целесообразно использовать средства, вложенные в АЭС “Белене” , а это 3 млрд. левов, подчеркнула она. Таня Киркова, Телеграф, 17.11.2017
Египет. В Египте будут построены 4 ядерных реактора
В правительственном докладе парламенту Египта сообщается, что АЭС “Эль-Дабаа” будет состоять из 4-х энергоблоков, которые построит Россия. Пакет контактов по проекту был парафирован. Инженерное управление вооруженных сил Египта проводит работы на участке строительства, они выполнены на 95%.
Цель создания АЭС – диверсификация энергобаланса страны, подготовка ученых и инженеров в области информационных технологий и атомной безопасности, трудоустройство молодежи, достижение устойчивого развития страны, поднятие уровня индустриализации, улучшение экологии и удешевление стоимости электроэнергии. В настоящий момент уже выполнено инженерное исследование участка, гидрометеорологические изыскания, топографическое обследование морского дна. Elwatannews.com,13.11.2017
Украина. Энергоблок Запорожской АЭС надолго выведен из строя
Запорожская АЭС 12 ноября в 00:02 по кв отключила шестой блок от энергосистемы для проведения его планового капитального ремонта
“12 ноября 2017 г. в 00:02 энергоблок №6 Запорожской АЭС отключен от энергосистемы и выведен в плановый капитальный ремонт. Ремонт продлится до 17 января 2018 г”, – говорится в обнародованном 19 ноября утром пресс-службой сообщении.
В “НАЭК “Энергоатом”” уточнили, что в настоящее время на Запорожской АЭС в работе находятся 4 энергоблока. Суммарная мощность генераторов составляет 3,7 тыс МВт.
Ранее Украину захлестнули случаи аварийного отключения энергоблоков, работающих на американском топливе. Как рассказал Ukraina.ru эксперт в энергетике Дмитрий Марунич, Westinghouse использует Украину как полигон для отработки и внедрения копий российского ядерного топлива на реакторахсоветского дизайна.
“Украина для американцев – это опытная площадка, чтобы потом распространить поставки на станции в Финляндии, Чехии, Болгарии. И они это особо не скрывают. При этом эти самые европейские страны не хотят в эти игры играть. И в этом конкретном случае мы представляем непосредственный интерес для Штатов. Более того, Госдеп прямо заявляет, что осуществляет политическую поддержку Westinghouse в странах Восточной Европы. Стоит напомнить, что запустил Westinghouse в Украину (бывший президент Украины) Виктор Ющенко”, – сказал Марунич. Газета “Завтра” (Украина), 13.11.2017
Украина. Продление срока эксплуатации энергоблока №1 ХАЭС оценивается в 2,3 млрд. грн.
Хмельницкая атомная электростанция оценивает стоимость мероприятий, необходимых для продления срока эксплуатации энергоблока №1 ХАЭС в 2,3 млрд. грн..
Об этом на встрече с депутатами Хмельницкого областного совета сообщил генеральный директор ХАЭС Николай Панащенко, передают Украинские Новости.
“Стоимость продления срока эксплуатации блока составляет 2,3 млрд. грн., что в 20 раз меньше, чем строительство новых блоков”, – заявил Панащенко.
Также он добавил, что во время мероприятий для продления срока эксплуатации ХАЭС будет учитываться и мировой, и украинский опыт в этой сфере.
Срок эксплуатации энергоблока №1 заканчивается в декабре 2018 г. Незалежний громадський портал, 14.11.2017
Украина. В Украине строят “ядерный могильник”: есть несколько опасных моментов
Строящееся в зоне ЧАЭС хранилище может стать потенциальным объектом для терактов. В Чернобыльской зоне начато строительство “ядерного могильника”, куда, как предполагается, уже с 2019 года будет свозиться отработанное топливо с трех украинских АЭС.
Наличие собственного хранилища избавит Украину от необходимости вывозить ядерные отходы в Россию, что сегодня обходится нашей стране довольно дорого, не говоря уже о политической стороне вопроса. Насколько безопасным для людей и окружающей среды будет строящийся могильник и какие риски он несет? В зоне отчуждения Чернобыльской АЭС началось строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ).
В его сооружении, официальный старт которому был дан 9 ноября, принимает участие американская компания Holtec. Соглашение о строительстве ЦХОЯТ было подписано между “Энергоатомом” и Holtec еще в 2005 году, однако дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2014-м, когда в зоне отчуждения под хранилище были выделены земельные участки. Ожидается, что строительство ЦХОЯТ будет завершено в 2019 году. После этого туда будет вывозиться отработанное топливо с трех украинских атомных станций – Южно-Украинской, Хмельницкой и Ровенской. Как отметила посол США Мари Йованович, которая приняла участие в церемонии начала строительства ЦХОЯТ, Украина с 2005 года потратила $2 млрд. на вывоз и хранение отработанного ядерного топлива в РФ.
Главный вопрос, который возникает в связи с сооружением “ядерного могильника”, это безопасность для людей и окружающей среды. “В реализации такого проекта, как строительство ЦХОЯТ, самым важным моментом является система радиологического контроля. То есть необходим постоянный мониторинг фона и температуры блоков, в которых будет храниться отработанное ядерное топливо. Кроме того, необходимо понимать, что накопление радиоактивных отходов в любом случае будет незначительно повышать радиационный фон. Это показывает опыт Запорожской АЭС, где уже более 10 лет хранят радиоактивное топливо”, – сказал “Апострофу” заведующий лабораторией радиоэкологической безопасности и радиационного мониторинга Украинского научно-исследовательского института экологических проблем (Харьков) Григорий Коваленко. Начальник отдела радиационной защиты Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Владимир Богорад, который предоставлял консультации по поводу проекта ЦХОЯТ, отмечает риски, связанные с тем, что ядерное топливо имеет тенденцию к самопроизвольному нагреву. “Именно при нагреве до определенных температур может произойти разгерметизация [контейнеров для хранения], – сказал эксперт, добавив, что этот риск предусмотрен проектировщиками. – Топливо все равно не вытечет в почву, система защиты предусматривает такие ситуации, и они предупреждены”. В целом, по его словам, в проекте ЦХОЯТ учтены различные рисковые ситуации. “Угроз этот объект не несет, и подвергать сомнению безопасность его эксплуатации не стоит. Главная угроза этого объекта в том, что на нем действительно будут храниться основные опасные радионуклиды – цезий, стронций, плутоний и уран”, – сказал Богорад. По словам заместителя директора по научной работе Института геохимии окружающей среды НАН Украины Юрия Ольховика, особенно опасным является хранение плутония. “Плутоний очень “ползучий” и легко может проникать в окружающую среду. В сборках, которые будут храниться на ЦХОЯТ, это вещество присутствует в том числе, но, безусловно, не в чистом виде, поскольку оно участвует в ядерных реакциях при работе АЭС”, – пояснил он. В то же время директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко отмечает, что на сегодня до конца неизвестно, каким образом ведет себя отработанное ядерное топливо во времени. “Это значит, что оценка экологической угрозы очень условна”, – сказал он.
Однако основным риском является не технический и не экологический, а человеческий фактор. “Каким образом будет гарантирована безопасность транспортировки и охрана этого объекта? С учетом того, что в Японии, которая значительно опережает Украину, произошла такая серьезная авария на станции “Фукусима”, слишком большая ответственность – прогонять через Дарницкий или Киевский вокзалы эшелоны с отработанным ядерным топливом”, – заявил Владимир Борейко. Особые риски, по его мнению, будут при выгрузке отработанного топлива из вагонов и в период, когда оно будет храниться на открытом воздухе. Эксперты отмечают, что для минимизации влияния человеческого фактора должна быть выстроена система контроля и реагирования на любые ситуации. “В случае каких-либо повреждений бетонных блоков топливо можно перегрузить в другой без существенных угроз для окружающей среды, но сделать это нужно вовремя. Что касается осадков, которые будут выпадать на эту открытую площадку, и пыли, которая там будет образовываться, необходимы исправно работающие системы смыва, очистки и все так же – контроль за этим”, – отметил Григорий Коваленко. Еще одна потенциальная угроза – это террористические акты. “В условиях, которые сложились в Украине, – это основная опасность, которую станет представлять ЦХОЯТ как стратегический объект”, – заявил Владимир Богорад.
Вместе с тем альтернатив по обращению с отработанным ядерным топливом у Украины немного. “Теоретически вывоз украинского ядерного топлива – это проблема исключительно политическая и процесс договорных отношений. Но, во-первых, утилизировать топливо в странах Европы или дальше – это процесс очень дорогостоящий, даже в части транспортировки через страны ЕС. Во-вторых, экологические организации и “зеленые” очень активны в странах ЕС”, – сказал Юрий Ольховик, высказав сомнение, что Германия или Франция, например, захотят принимать у себя украинское ядерное топливо. При этом специалисты подчеркивают, что хранение отработанного топлива – это временное решение. “Ровно до того момента, пока не появится новая технология и возможности в Украине для переработки этого ядерного топлива. И нужно сказать, что переработка топлива – это по-настоящему самая грязная и сложная часть процесса в обращении с отработанным ядерным топливом”, – подчеркнул Григорий Коваленко. “Топливо будет храниться до того времени, пока уже наши потомки не найдут нужное решение через 50 или 100 лет. Сейчас выбор состоит в следующем: найдут ли наши внуки способ переработки этого отработанного топлива и будет ли экономически выгодно его использовать либо же появится технология его безопасного захоронения”, – резюмировал Юрий Ольховик. Политинформ, 17.11.17 (Энергетика Украины и мира)