При рассмотрении вариантов будущего развития энергетики Украины эксперты обнаружили интересный момент: во многих основополагающих аспектах она схожа с энергетикой Китая. Изначально в обеих странах сама концепция существования отрасли формировалась на достаточно близкой идеологической базе. Хотя между ними – десятилетия.

Украинская энергетика проходила этап становления в начале ХХ века, в период “революционных вызовов”, и выполняла роль “сырьевой базы” для военной промышленности СССР, которая в свою очередь являлась двигателем экономического роста советской империи. Китай же в конце ХХ века сознательно пошел на бесконтрольное наращивание энергетической мощи, чтобы стать “мастерской всего мира”.

В погоне за глобальными целями такие аспекты, как энергоэффективность и экология, оставались в стороне. Нынешний технологический разрыв между Украиной и развитыми странами свидетельствует о ложных приоритетах в модели экономического развития, а значит, она требует кардинального пересмотра.

При проведении будущих реформ нашей стране важно не изобретать велосипед, а брать на вооружение опыт других стран, которые уже прошли аналогичный путь или находятся в процессе решения. И уроки Китая, который за последние несколько лет из аутсайдера превратился в лидера экологических кампаний, послужат хорошим примером.

Выбросы для роскоши и для выживания.

По данным международного экологического мониторинга, в 2006 году объемы и динамика прироста выбросов вредных веществ на китайских ТЭС достигли такого масштаба, что к 2030 году при таких темпах Китай мог бы превзойти показатели всех стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития вместе взятых (а это – 35 стран). Поэтому при каждом удобном случае деловые партнеры обрушивались на азиатскую страну с критикой по поводу ее бездействия в вопросах экологии.

На что Китай приводил свои контраргументы. Во-первых, выбросы вредных веществ на душу населения в Китае в разы меньше, чем в США и ЕС. Аргумент убийственный: в Китае около 1,5 млрд. человек, ни одна страна мира не сравнится.

Во-вторых, Китай – страна развивающаяся, и сейчас она проходит этап экономических преобразований, который страны Европы, а также США и Япония, прошли несколько десятилетий назад. Китайские чиновники подчеркивали, что выбросы в развитых странах – это “выбросы для роскоши”, а выбросы развивающихся стран – “выбросы для выживания”.

В-третьих, рост потребления электроэнергии в Китае, а значит, и выбросов, вызван отчасти переносом энергоемкого производства стран Европы в Китай, так как сами они теперь ориентируются на рынок услуг.

Однако постоянное мировое давление все же вынудило власти Китая пересмотреть свою позицию. В 2006 году была проведена национальная оценка изменения климата, а затем подготовлена первая Национальная стратегия в отношении изменения климата.

Документ предусматривал: пересмотр топливного баланса страны; защиту экосистемы; восстановление лесов; разработку энергетических технологий мирового уровня. Таким образом, во избежание в первую очередь внешних рисков Китай задекларировал смену государственных приоритетов в пользу энергоэффективности и защиты окружающей среды, которых придерживается и по сей день.

Украинские реалии и вызовы.

Для Украины, как и для Китая, долгое время вопросы окружающей среды замыкали список государственных интересов. Но с подачи международных партнеров они вышли на первый план.

Вступив в Энергетическое сообщество ЕС в 2010 году, Украина автоматически подписалась под необходимостью выполнения соответствующих требований: Директивы №2001/80/ЕС (Large Combustion Plant Directive) и Директивы №2010/75/EU (Industrial Emissions Directive), предусматривающих установление нормативов по выбросам вредных веществ в атмосферу для всех генерирующих установок мощностью свыше 50 МВт.

8 ноября 2017 года правительство утвердило Национальный план сокращения выбросов крупных сжигающих установок (постановление КМУ №796-р), в котором требования европейских директив преобразованы в конкретный “экшен-план”. Документ предусматривает, что нормативы ЕС по выбросам серы и золы должны быть выполнены к 2028-му, по азоту – к 2033 году. Также предусмотрено переоборудовать 90 установок газоочистными устройствами, ограничить количество часов работы – для 133 установок.

Нацплан – это фактически первый документ, который предусматривает системное решение экологических проблем в энергетике. А также рассматривает их как вопрос государственного уровня, требующий консолидации усилий всех заинтересованных сторон.

Глобальная проблема – финансирование.

Чтобы тепловые установки Украины могли соответствовать европейским экологическим нормативам, необходимо инвестировать порядка 2,6 млрд. евро. В первую очередь деньги должны пойти на установку дополнительного газоочистного оборудования на энергоблоках ТЭС. Но где взять эти средства?

Китай в свое время также столкнулся с проблемой финансирования экологических программ. Страна до последнего избегала включения этих затрат в тарифы для потребителей, побаиваясь возможных протестов как среди городских, так и среди сельских жителей. Но динамика цен на электроэнергию в Китае в период 2008-2016 годов свидетельствует о том, что непростое, но неизбежное решение было принято. Стоимость одного киловатта для потребителей выросла на 84% – до уровня 2,6 грн./кВт*ч в пересчете на гривну.

Как выкручивалась Украина?

В Украине до 2014 года финансирование экологических проектов осуществлялось за счет инвестиционной надбавки в рамках тарифа для тепловой генерации. На сегодня данная программа заморожена, решение о ее пролонгации не выносится на рассмотрение регулятором – НКРЕКУ. Позиция профильных министерств по вопросу финансирования также неизвестна, они молчат.

Возможны ли альтернативные решения?

Во избежание роста будущей финансовой нагрузки на украинского потребителя, следует изучить возможность финансирования этого Нацплана за счет целевого использования средств от экологического налога на “повышение экологичности генерации”. А именно перенаправление налоговых отчислений на замену и установку очистного оборудования на тепловых станциях.

В период 2013-2017 годов только предприятиями тепловой генерации было перечислено в адрес государственных и местных бюджетов свыше 7 млрд. грн. Указанные средства из областных экологических фондов (получатели 80% эконалога) могли бы компенсировать до 30% затрат на экологическую модернизацию компаний теплогенерации.

В Швеции, например, налог на выбросы оксида азота составляет $3000 /т и автоматически перенаправляется в адрес генерирующих предприятий пропорционально объему производства электроэнергии – для модернизации газоочистных установок. Во Франции налог на выбросы, $30-50/т, используется в качестве субсидий для газоочистки и может покрыть до 75% затрат при модернизации или замене. В Чехии регулятор рассматривает снижение платежей на выбросы в случае внедрения компанией экологических проектов.

Новаторские подходы мировой генерации.

Финансирование экологических проектов в отрасли теплогенерации, особенно в условиях новой модели рынка электроэнергии в Украине, можно было бы предусмотреть как оказание потребителям новой услуги – “общественный интерес”. То есть – услуги по сокращению выбросов вредных веществ на ТЭС, согласно требованиям Национального Плана. Подобная экологическая кампания несколько лет проводилась в Германии.

Проекты с экологическим уклоном сегодня можно наблюдать в целом ряде развитых странах. Они свидетельствуют о том, что для их жителей вопрос защиты окружающей среды имеет приоритет. Среди примеров: отказ Норвегии и Германии от строительства уже запроектированных АЭС; запрет на прокладку ЛЭП на большие расстояния из-за повышенных рисков эксплуатации в Нидерландах; пересмотр энергобаланса Японии после аварии на АЭС “Фукусима” в 2011 г.

Если Украина публично заявила о приверженности европейскому вектору развития, значит, должна разделять и европейские экологические ценности. Нельзя, присоединившись к Энергетическому сообществу и подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, не предпринимать никаких реальных шагов во внутренней политике, чтобы воплотить заявленные экологические обязательства.

Выполнение Украиной Национального плана сокращения выбросов должно продемонстрировать странам ЕС единство национальных интересов и общего видения развития страны, что послужит залогом для дальнейшей кооперации с ЕС. (Данил Бабков, менеджер отдела по аналитической работе Дирекции по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго, Mind/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий