Премьер-министр Владимир Гройсман предпринял попытку обернуть конфликт вокруг НАК “Нафтогаз Украины” в свою пользу. 22 ноября правительство неожиданно утвердило новый состав наблюдательного совета этой компании с большинством независимых директоров.
Премьер не просто одобрил кандидатуры из списка, который подготовили для Кабинета министров западные партнеры, но, и таким образом, “снял” разногласия между украинским правительством и одним из основных кредиторов – Европейским банком реконструкции и развития. Теперь Кабмин может рассчитывать на продолжение сотрудничества с международным банком, а “Нафтогаз” – на получение очередного крупного займа на закупку и закачку природного газа.
Помимо этого, правительство, вдруг презентовало “Энергостратегию-2035”, которую чиновники утвердили еще в августе. Обсуждение этого документа сопровождалось обещаниями чиновников о том, что Украина станет экспортером газа, международным газовым хабом, а “монстр “Нафтогаз”” будет демонополизирован. Другими словами Владимир Гройсман дал понять, что реформы в газовом секторе проводит его кабинет, а работа “Нафтогаза” в этом направлении “построена неэффективно”. Кто вошел в набсовет НАК, и что означают заявления премьера – в материале РБК-Украина.
Зашли издалека
Перед началом заседания правительства 22 ноября повестка дня не предвещала, что Кабинет министров будет рассматривать вопросы газового сектора. Но у премьер-министра Владимира Гройсмана оказался свой взгляд на проведение заседания Кабмина. Его открыл вице-премьер, курирующий энергетический блок правительства, Владимир Кистион, который презентовал министрам “Энергетическую стратегию Украины до 2035”. Этот документ правительство приняло еще 18 августа, но презентацию вдруг решили провести только 22 ноября. Стратегия предполагает три этапа реализации, в ходе которых Кабмину предстоит завершить реформу всего энергосектора, интегрировать Украину в европейскую энергосистему и либерализировать рынки электроэнергии и природного газа. Несмотря на то, что “Энергостратегия-2035” предполагает реформы во всех секторах энергетики, и Владимир Кистион, и Владимир Гройсман сосредоточились лишь на газовом сегменте.
Вице-премьер пообещал, что к 2035 году Украина станет “восточно-европейским газовым хабом”, который “реально построить за десять лет”, транзит газа, который сможет обеспечить ежегодные потребности европейских потребителей в поставках газа в объеме 150 млрд. куб. м, рост объемов внутренней добычи газа до такого уровня, который позволит стране экспортировать около 5 млрд. куб. м топлива в год, а не закупать его на внешнем рынке.
Кистион заверил, что основная цель правительства – “свободный рынок газа в Украине”, и первым шагом к реализации этой цели должна стать демонополизация НАК “Нафтогаз Украины”. Поэтому в первом полугодии 2018 года чиновники пообещали сосредоточиться на реорганизации госкомпании, которая предполагает разделение сегментов транспортировки и добычи газа (“анбандлинг”). “Мы – лидеры в проведении реформ”, – резюмировал свое выступление Кистион, подчеркнув, что “монополия в газовом секторе очень дорого обходится Украине”.
Чтобы эти ключевые месседжи, озвученные вице-премьером, “не потерялись” во время обсуждения “Энергостратегии-2035”, Гройсман решил объяснить населению значимость принятого правительством решения “простым языком”. “Наша задача – не покупать ни одной капли импортного газа”, – объяснил премьер стратегическую цель реформ в энергетике и неожиданно предложил правительству “сделать шаг” в этом направлении – утвердить новый состав наблюдательного совета “Нафтогаз Украины”.
Независимые и опытные
Соответствующий проект постановления был закрытым – его внесли в повестку заседания правительства под грифом “Для служебного пользования”. По информации РБК-Украина, о том, что министрам предстоит утвердить состав набсовета НАКа, они узнали непосредственно перед заседанием – документ чиновники получили за полчаса до начала Кабмина.
В сентябре из набсовета “Нафтогаз Украины” уволились сразу два независимых директора – его глава Пол Ворвик и член совета Маркус Ричардс. За месяц до этого были прекращены полномочия еще одного независимого директора – Чарльза Проктора. Поясняя причины отставки в письмах, адресованных главе правления НАКа Андрею Коболеву, независимые директора фактически возложили ответственность за невыполнение реформ и высокий уровень политического влияния на основного акционера компании – Кабинет министров.
Спустя несколько месяцев, у Владимира Гройсмана появилась возможность, наконец, ответить на эти заявления публично. “Монополия “Нафтогаза” – это монстр! Прогресса в реформе нет, нет анбандлинга, неэффективно построена работа и в самой компании”, – раскритиковал 22 ноября премьер менеджмент “Нафтогаз Украины”. Впрочем, вместо фамилий руководителей госкомпании, подвергшихся критике, глава правительства назвал совершенно другие имена, зачитав список новых членов набсовета НАКа, кандидатуры которых единогласно поддержал Кабмин.
В набсовет компании, состав которого в марте был расширен правительством с пяти до семи директоров, вошли четыре независимых члена – Клэр Споттисвуд (Clare Spottiswoode; Великобритания), Амос Хохштейн (Amos Hochstein, США), Брюно Лескуа (Bruno Lescouer, Франция), Стив Хэйсом (Steve Haysom; Канада). Интересы Украины представляют глава правления государственного Укрэксимбанка Александр Гриценко, советник премьер-министра Сергей Попык и экс-министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, который занимал эту должность еще в предыдущем составе набсовета.
Как ранее сообщало РБК-Украина, для того, чтобы до конца года сформировать дееспособный набсовет НАКа, кабинет Владимира Гройсмана своим постановлением отменил процедуру конкурсного отбора. Кандидатуры членов набсовета на Кабмин теперь выносит Минэкономразвития и торговли. В результате, новых директоров правительство выбирало из списка, предоставленного украинским чиновникам Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
В октябре 2015 г. ЕБРР предоставил “Нафтогазу” под госгарантии кредитную линию в 300 млн. евро на три года для закупки газа и закачки его в подземные хранилища. На эту сумму НАК закупил 1,7 млрд. куб. м газа. Ключевым условием предоставления займа со стороны банка была корпоративная реформа в компании. В частности, формирование набсовета с большинством независимых директоров. После скандального увольнения предыдущего состава набсовета, ЕБРР официально выразил свое недовольство Кабмину. Неофициально в международной финансовой организации и в правительстве заявили, что если у НАКа не будет эффективного набсовета, то “о выдаче еще одного кредита ЕБРР на закупку газа и о сотрудничестве с банком в принципе можно забыть”.
“ЕБРР приветствует решение правительства по выбору нового состава набсовета. Независимые директора – высококвалифицированные профессионалы с многолетним опытом работы на руководящих должностях в международных компаниях и регуляторных органах”, – заявил РБК-Украина старший советник ЕБРР по Восточной Европе и Кавказу Антон Усов. Он также уточнил, что кандидатуры новых членов набсовета не стоит воспринимать как “список ЕБРР”. “Это было предложение украинскому правительству, которое поддержали все международные финансовые организации”, – добавил он.
Примечательно, что кадровый состав нового набсовета НАКа действительно отличается от предыдущего тем, что у независимых директоров есть опыт работы не только в крупных компаниях, но и госструктурах. В частности, Клэр Споттисвуд – до недавнего времени возглавляла крупную британскую компанию Gas Strategies, более 30 лет специализирующуюся на консалтинге, информационных услугах и трейдинге газа. С 1993 г. по 1998 г. руководила британским государственным регулятором в сегменте природного газа (Ofgas). Как следует из биографической справки, подготовленной для украинского правительства (копией располагает РБК-Украина), находясь на этой должности, провела реструктуризацию и разделение (“анбандлинг”) газовой монополии British Gas. “Внесла вклад в разработку и имплементацию законодательства по либерализации рынка газа в Великобритании”, – говорится в документе.
Амос Хохштейн – бывший американский дипломат, в администрации президента Барака Обамы занимал должность специального посланника по энергетике в Госдепартаменте США. “Сейчас Хохштейн работает частном секторе, консультирует американские энергетические компании. Известный в США лоббист в энергетической сфере. Украинские чиновники и дипломаты уже прибегали к его услугам, продвигая реформу энергосектора в нашей стране, еще при Обаме”, – уточнили РБК-Украина источники в одной из международных финансовых организаций, знакомые с ситуацией.
Брюно Лескуа имеет многолетний опыт работы на руководящих должностях в крупнейшей государственной энергогенерирующей компании Electricite de France. Французская EDF также известна в мире как крупный оператор атомных электростанций. Лескуа также отвечал за нефтегазовую “дочку” EDF, работал в итальянской газовой компании EDISON.
Стив Хэйсом до недавнего времени возглавлял газовую крупную канадскую компанию Seventh Generation Energy. “Его специализация – геологическая разведка и добыча природного газа”, – поясняется в биографической справке.
“Все они уже несколько раз общались с Кабмином. Они готовы работать в набсовете “Нафтогаза”, и все они считают своей целью реформу госкомпании”, – поделился с РБК-Украина источник в правительстве.
Президентское присутствие
Больше вопросов возникает к кандидатурам, которые представят в набсовете интересы власти. Источники издания в правительстве, знакомые с ситуацией, рассказали, что директор от Кабмина – Сергей Попык. До последнего времени он занимал должность советника премьер-министра Владимира Гройсмана. И, как уверяют собеседники в окружении премьера, является доверенным лицом главы правительства. В открытых источниках указано, что Попык имеет дипломатический ранг “Чрезвычайный и Полномочный посланник второго класса”. В 2011 г. был временным поверенным по делам Украины в Литве, а затем работал в Администрации президента и МИДе.
Но самое неоднозначное назначение в набсовет НАКа – Александр Гриценко, который возглавляет правление Укрэксимбанка с августа 2014 года. До назначения в госбанк он работал в банках в Великобритании и в одном из департаментов Минфина. По неподтвержденной информации, банкир имеет родственные связи с семьей президента Петра Порошенко. В 2014 г. ряд СМИ со ссылкой на источники писали, что на компании президента и его партнеров в “Укрэксимбанке” были оформлены кредиты на несколько миллиардов гривен. В банковских кругах также ходят слухи, что Гриценко помог главе государства с реструктуризацией этих кредитов на более выгодных условиях. И в Администрации президента якобы рассматривали Гриценко в качестве кандидатуры на должность главы Национального банка. Как известно, эта позиция пока остается вакантной.
Источник РБК-Украина в правительстве пояснил, что наличие Гриценко в набсовете НАКа несет в себе конфликт интересов. В “Укрэксимбанке” у “Нафтогаза” есть несколько кредитов (446,5 млн. долларов). В октябре, Кабмин согласовал реструктуризацию и улучшение условий двух займов, предоставленных НАКу еще в 2008 году. Эти изменения предусматривают уменьшение процентной ставки и коэффициента обеспечения. НАК также ранее привлекал у этого госбанка средства для закачки газа.
Кроме того, согласно закону о банках и банковской деятельности, председателю правления банка запрещается занимать должности в других юридических лицах (за исключением дочерних предприятий, банковских союзов и ассоциаций). Это значит, что Гриценко или будет вынужден покинуть должность в “Укрэксимбанке”, или у Национального банка возникнут к нему вопросы.
Сразу несколько собеседников РБК-Украина в международных финансовых организациях, знакомых с ходом переговоров по формированию набсовета “Нафтогаза” рассказали РБК-Украина, что “в ближайшее время Александр Гриценко покинет пост главы правления Укрэксимбанка”. “У него другие задачи. Можно сказать, что он прошел в набсовет по квоте АП”, – уточнил один из собеседников издания, отказавшись конкретизировать ситуацию.
Когда в апреле 2016 г. был сформирован наблюдательный совет НАКа, состоящий из пяти директоров, позицию Кабмина в нем представляла тогдашний первый замминистра экономразвития и торговли Юлия Ковалив, а президента – Владимир Демчишин, который продолжит работу в уже новом набсовете госкомпании. “Таким образом, в набсовете будут сразу два представителя от президента. Формальный – Демчишин, и неформальный – Гриценко. С одной стороны, в этом нет ничего из ряда вон выходящего, с другой стороны, настораживает, что президент усиливает свое влияние на набсовет крупной госкомпании”, – поделился с РБК-Украина собеседник в одном из МФО на условиях анонимности.
Впрочем, самый главный вопрос, на который предстоит ответить премьеру Гройсману и его кабинету, заключается в том, как Кабмин намерен работать с новым составом наблюдательного совета НАКа. “Никто не даст гарантий, что не повторится ситуация с увольнением независимых членов совета. Они точно будут заточены на реформирование компании, и если Кабмин будет этому препятствовать, снова возникнут проблемы, в том числе и в плане сотрудничества с кредиторами, такими как ЕБРР и Всемирный банк”, – уверен источник РБК-Украина в одном из МФО.
Собеседник издания в энергетическом блоке правительства уточнил, что “ситуация не повторится”, в противном случае, премьер бы не пошел на выбор директоров вне конкурса и по списку международных организаций. “Есть осознание ситуации, есть желание конструктивно сотрудничать с ЕБРР и другими банками, будем строить эффективную работу с набсоветом “Нафтогаз Украины”, – отметил источник издания.
Ранее РБК-Украина сообщало, что для закупки и закачки газа на последующий отопительный период, НАК запросил у ЕБРР займ в размере около 900 млн. евро. Впрочем, источники и в банке, и в “Нафтогазе” эту цифру не подтверждают, называя более скромный объем кредитного запроса в 300 млн. евро. По информации издания, совет директоров ЕБРР не будет рассматривать его предоставление на своем последнем заседании в декабре этого года, а “без спешки и суеты вернется к этому вопросу уже в следующем году”.
В любом случае, у правительства есть время как минимум до апреля 2018 года, чтобы продемонстрировать западным партнерам слаженную работу с новым набсоветом НАКа. Согласно правительственному постановлению от 10 ноября, конкурсный отбор членов набсовета “Нафтогаз Украины” отменен до 1 мая 2018 г. Это значит, что в конце апреля собрание акционеров компании, то есть, на заседании Кабмина, состав набсовета должен быть или переутвержден, или должно быть объявлено о конкурсе по выбору новых директоров. Впрочем, последнее явно не поддержат в МФО. (Мария Цатурян заместитель, Ростислав Шаправский, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)