Одной из самых больших проблем для развития бизнеса и, в частности, привлечения инвестиций в Украину является громоздкая и дорогая процедура подключения к электросетям. Несмотря на то что в недавнем рейтинге Doing Business Украине удалось подняться на несколько позиций в разделе “Легкость подключения к электросетям”, позиции страны все равно отпугивают многих потенциальных инвесторов. Да и местным предпринимателям такое подключение дается нелегко, что зачастую откладывает планы развития производственных мощностей.

Подключение к электросетям и стоимость такого подключения рассматриваются потенциальными инвесторами как один из основных факторов инвестпривлекательности, ведь от доступа к электроэнергии зачастую зависит и окупаемость проекта.

В связи с принятием Украиной обязательств по внедрению Третьего энергетического пакета ЕС, Верховная Рада приняла закон “О рынке электрической энергии”, большинство положений которого вступили в силу 11 июня 2017 г.

Подключение к электросетям регулируется ст. 21 этого закона. Данная статья закона вступает в силу через 9 месяцев после опубликования закона (то есть в марте 2018 г.). Также для имплементации норм закона необходимо принять ряд подзаконных нормативных актов, это возложено на государственный регулятор – Нацкомиссию, осуществляющую госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Однако все ли так радужно, как предполагается новым законом? Будет ли удобнее и быстрее подключаться к электросетям после запуска новых процедур, специально для Mind проанализировал старший юрист практики недвижимости и строительства международной юридической фирмы INTEGRITES Дмитрий Киселев.

Статья 21 закона “О рынке электроэнергии” устанавливает, что оператор не имеет права отказать в присоединении электроустановок заказчика к системам передачи или системам распределения при условии соблюдения заказчиком кодекса системы передачи и кодекса системы распределения. Такие кодексы должны быть утверждены регулятором. В общей сложности НКРЭКУ должен принять более сотни подзаконных актов. Для координации работы по внедрению таких актов при Кабинете министров был создан координационный центр по внедрению нового рынка электроэнергии, но все равно остается непонятным, успеет ли НКРЭКУ к сроку.

Также закон определяет, что порядок присоединения к электрическим сетям должен быть прозрачным, обеспечивать эффективное и недискриминационное присоединение к системам. Но на практике все сводится к необходимости обращаться к монополистам рынка – облэнерго и в каждом конкретном случае договариваться о присоединении.

Законом устанавливается два вида присоединения – стандартное и нестандартное.

Стандартное присоединение – это присоединение электроустановки заказчика к действующим сетям оператора системы распределения на расстоянии, которое не превышает 300 м по прямой линии от места обеспечения мощности до места присоединения и которое дифференцируется по степени мощности: первый уровень – до 16 кВт включительно; второй уровень – от 16 кВт до 50 кВт включительно.

Соответственно, если мощность больше вышеуказанных порогов либо другие параметры (расстояние до точки присоединения) не соответствуют приведенным выше, то такое присоединение считается нестандартным.

В 2017 году НКРЭКУ уже были приняты правила определения стоимости нестандартного подключения к электросетям. Формула расчета стала более прозрачной и понятной, но стоимость подключения возросла.

Стоимость подключения определяется для 1 кВт/час для каждого из облэнерго на каждый последующий год. За основу для формулы расчета подключения берется стоимость активов облэнерго. Согласно методике НКРЭКУ, стоимость нестандартного присоединения рассчитывалась исходя из стоимости замещения активов облэнерго. Такая стоимость рассчитывалась исходя из оценки 11 облэнерго, которая была проведена по методике Фонда госимущества Украины, а остальные получили среднеарифметическое значение стоимости своих активов.

Как результат такой методики, для 11 оцененных облэнерго стоимость нестандартного подключения варьируется от 3000 грн. до 9500 грн. за 1 кВт/час, а для всех остальных установлена единая стоимость 6126 грн.

Следует отметить, что закон “О рынке электроэнергии” для нестандартного подключения дает возможность снизить стоимость подключения за счет выбора проектной организации (вне облэнерго) для проектирования такого присоединения. Однако размеры удешевления будут составлять незначительные суммы от общей стоимости подключения.

В таком случае заказчик на основе полученных технических условий на нестандартное подключение обеспечивает разработку и согласование с оператором и другими заинтересованными сторонами проектной документации на строительство электрических сетей линейной части присоединения и осуществляет мероприятия по отводу земельных участков для размещения соответствующих объектов электроэнергетики, а оператор обеспечивает выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по строительству электрических сетей внешнего электрообеспечения электроустановок заказчика (до точки присоединения), в том числе электрических сетей линейной части присоединения, а также осуществляет первичное подключение объекта заказчика.

Технические условия на подключение выдаются заказчику бесплатно и должны содержать в себе следующие положения: требования к проектированию электрических сетей внутреннего электрообеспечения установок заказчика (в границах земельного участка заказчика), безопасности электропотребления и оборудования узла учета электрической энергии; требования к проектированию и строительству электрических сетей линейного присоединения; требования к проектированию и строительству, реконструкции и/или техническому переоснащению электрических сетей внешнего электрообеспечения установок заказчика (до точки присоединения).

Плата за присоединение должна быть недискриминационной и прозрачной, а также публиковаться в открытом доступе.

С одной стороны, такие положения закона, действительно упрощают понимание стоимости подключения, ведь каждый потенциальный потребитель сможет заранее просчитать суммы необходимых вложений (с точностью 90-95%). Однако остается вопрос правильности и обоснованности требований оператора к внешнему энергообеспечению (до точки присоединения).

Законом не определены такие требования, поэтому облэнерго все также будут иметь возможность выдвинуть требования к заказчику по строительству какой-либо новой подстанции в связи с тем, что к существующим нет возможности присоединения. И такая новая подстанция будет находится в месте, которое определит оператор (и зачастую так, как это будет удобно оператору). То есть закон не исключает риски заказчика, что для того, чтобы подключиться к электросетям, ему придется прокладывать километры кабеля к подстанции, которая будет находиться в другом конце города или за много километров от объекта заказчика. В результате существенно дорожает весь проект строительства или развития.

Сегодня нередки случаи, когда заказчику выставляются требования, касающиеся подключения, которые равны или даже превышают стоимость самого строительства. И этот негатив не убирается новым законом.

Для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Украине необходимо стремиться к минимизации влияния отдельных игроков рынка на стоимость подключения, создавать единые правила подключения, а также производить системные изменения в сфере подключения. Ведь основной проблемой высокой стоимости подключения к электрообеспечению является вовсе не отсутствие четких механизмов подсчета такого подключения, а системная проблема хаотической застройки территорий, отсутствие генеральных планов и планов зонирования, согласно которым будет четкое понимание будущего развития территорий и соответствующей инфраструктуры. (Дмитрий Киселев, старший юрист практики недвижимости и строительства Integrites, Mind/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий