Европа переживает самый крупный кризис на газовом рынке после остановки поставок через Украину в 2009 г. Из-за аварии на ГРС в австрийском Баумгартене около трети поставок газа из России в Европу остановлено, а Италия оказалась отрезана от рынка. Австрийский газотранспортный оператор обещает ночью восстановить поставки. Но, если ситуация не наладится, ЕС придется проверить на практике адекватность продвигаемой с 2009 г. концепции о том, что СПГ способен стать реальной альтернативой российскому газу.

Взрыв на газораспределительной станции (ГРС) в австрийском Баумгартене, одном из крупнейших в Европе узлов распределения газа, произошел утром 12 декабря. Российский газ, который идет в ЕС по центральному транзитному коридору через Украину, перестал поступать в Австрию, Чехию и Италию, были нарушены поставки из Австрии в Венгрию и Словению. В результате взрыва, вызванного, по предварительным данным, техническими причинами, погиб один человек, 21 пострадал. Распределительный узел оказался сильно поврежден, и, по заявлению OMV (владелец ГРС), восстановление работы займет как минимум несколько дней. Однако в 22:30 по московскому времени австрийский оператор Gas Connect Austria заявил о намерении восстановить поставки в Италию, Германию и Венгрию в течение нескольких часов. Через Баумгартен проходит около 30% потока российского газа в Европу. “Газпром экспорт” заявил, что ищет альтернативные маршруты, но сейчас два других газопровода – “Ямал Европа” и Nord Stream – полностью загружены.

Эта авария по своим немедленным последствиям и объемам прерванных потоков газа не имеет аналогов в последние годы и сравнима лишь с прекращением транзита газа через Украину в январе 2009 года. В самом опасном положении оказалась Северная Италия. Она почти полностью зависит от поставок российского газа через Австрию и еще до аварии оказалась в напряженной ситуации с газом из-за холодов. В стране объявлено чрезвычайное положение в энергетике. Местные потребители получают газ из хранилищ (ПХГ). В крупнейшей местной нефтекомпании Eni пока не считают ситуацию критичной. “Если поставки будут возобновлены завтра, это вообще не создаст проблем. Если же для этого потребуется неделя и даже несколько недель, мы сможем компенсировать нехватку газа за счет запасов в хранилищах и поставок из других стран”,- заявил глава Eni Клаудио Дескальци. Но, по его словам, ситуация приведет к подорожанию газа: на местном хабе PSV цена в моменте поднималась до $600 за тыс.у куб. м. В Баумгартене котировки выросли на 17,5%, до $304 за тыс.у куб. м. На британском хабе NBP газ подорожал до $354 за тыс.у куб. м (в моменте до $469), на нидерландском TTF оставался относительно стабильным на уровне $266.

Решить проблему Италия может за счет покупки СПГ – в северной части страны действуют три регазификационных терминала. Также, отмечает Александр Собко из энергоцентра “Сколково”, у страны есть 16 млрд. куб. м газа в ПХГ. В Венгрию, добавляет он, основная часть газа поступает не со стороны Австрии, а напрямую из России через Украину. В отличие от 2009 года, когда “Газпрому” пришлось платить потребителям штрафы за недопоставку газа, в данном случае монополии это не грозит, поскольку речь идет о форс-мажоре, отмечает партнер “НАФКО-Консультанты” Ирина Мостовая.

В Еврокомиссии “Ъ” заявили, что поддерживают контакты со всеми государствами-членами через координационную группу ЕС по газу и продолжает внимательно следить за ситуацией. Там рассчитывают, что последствия взрыва будут минимальны. Представители газотранспортных операторов Словакии и Чехии утверждают, что на эти страны авария не повлияла.

Более серьезное значение взрыв может иметь для Украины, которая снабжается газом только по реверсу из Европы. В “Укртрансгазе” заявили, что после взрыва снизился транзит российского газа в Словакию, но из Словакии Киев пока получает обычный среднесуточный объем – 22 млн. куб. м. В случае ограничений компания обещает поднять газ из ПХГ.

Авария произошла на одном из самых крупных газовых узлов в Европе: пропускная способность системы из Словакии в Австрию составляет около 164 млн. куб. м в сутки, отмечает Мария Белова из Vygon Consulting. Мощнее, говорит она, только газопровод из Нидерландов в Германию – 228 млн. куб. м в сутки. “Это происшествие, в причинах которого еще следует разобраться, очевидно, поставит много вопросов, прежде всего о необходимости обеспечения физической безопасности и надежности газотранспортной инфраструктуры ЕС”, – считает эксперт. Авария добавляет аргументов сторонникам реальной – обеспеченной и объемами газа, и соответствующей инфраструктурой – диверсификации в снабжении газом европейских потребителей, добавляет замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев. Он отмечает, что, если бы был построен South Stream, авария не смогла бы оказать значимого влияния на газоснабжение Италии.

Собеседники “Ъ” в газовой отрасли считают, что, если потоки газа не удастся восстановить в течение недели, реальной проверке подвергнется вся концепция газовой энергобезопасности, которую Еврокомиссия выстраивала с кризиса 2009 года, когда российский газ был официально признан ненадежным. Она основывается прежде всего на доступе к рынку СПГ – теперь предстоит выяснить, есть ли в реальности возможность закупить крупные объемы СПГ в условиях зимнего спроса в Азии и если да, какую цену за это придется заплатить. (Ольга Мордюшенко, Андрей Райский, Коммерсант.ru/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий