Если Россия достроит вторую нитку газопровода “Северный поток-2” и две нитки “Турецкого потока”, то сможет замкнуть на себе до 75% всего экспорта газа в Европу. Об этом заявил госсекретарь Рекс Тиллерсон во время недавнего визита в Польшу.

В случае пуска обходных российских газопроводов Украина может потерять статус главного транзитера газа в Европу, а последняя – попасть в полную энергетическую и политическую зависимость от “Газпрома”. Жесткую позицию в этом вопросе занимают Польша, Литва и Дания, которых поддерживают Штаты. Германия, Австрия и Франция, чьи компании вложили миллиарды в “Северный поток-2”, напротив, активно лоббируют достройку газопровода. Еврокомиссия еще не дала разрешение на реализацию проекта. Но, по словам экспертов, от нее мало что зависит. Единственная надежда на США: они могут применить санкции к компаниям-подрядчикам, которые занимаются глубоководной укладкой, что не заблокирует, но, по крайней мере, отложит реализацию “Северного потока 2” в долгий ящик.

В Евросоюзе мнения разделились

Ранее сайт “Сегодня” уже писал, что в реализации проекта “Северный поток-2” наряду с “Газпромом” участвуют Австрия, Германия и Франция. С момента подписания договора о строительстве второй нитки газопровода европейские партнеры проекта Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper вложили 4,75 млрд. долл. – половину его стоимости. К работам, как пишут российские СМИ, хотят приступить в апреле: 1200-километровый газопровод, который в обход Украины напрямую соединит Россию и Германию, собираются проложить по дну Балтийского моря через территориальные воды Дании, а также экономические зоны Финляндии и Швеции.

В “Газпроме” планируют закончить строительство к концу 2019 года. Но оптимизм российского монополиста эксперты не разделяют. Во-первых, столь масштабные проекты всегда реализуются с большими задержками. Во-вторых, в Евросоюзе уже сформировалась устойчивая оппозиция к “Северному потоку-2”.

Еще в ноябре прошлого года парламент Дании принял закон, запрещающий прокладку трубы через ее территориальные воды. Правда, в “Газпроме” уже разработали обходной маршрут. Непримиримую позицию занимают также Польша, Литва и ряд других стран Центральной и Восточной Европы. Они пытаются заблокировать “Северный поток-2” через Еврокомиссию, которая еще должна одобрить строительство. По правилам Европейского энергетического союза, созданного в 2015 году, энергетический рынок ЕС должен быть максимально прозрачным, а источники поставок – диверсифицированными.

По словам президента Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаила Гончара, “Северный поток-2” не отвечает ни одному из этих трех критериев Энергетического союза ЕС по диверсификации источников, маршрутов и поставщиков: источник – Россия, маршрут – из России, поставщик – “Газпром”. Исходя из этого, проект не может быть реализован. Но все упирается в мощнейшее лобби Германии. В середине декабря власти федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания уже одобрили строительство “Северного потока-2” на части континентального шельфа Германии.

“В Германии исходят из того, что Северный поток-2” – проект частных компаний, и не дело правительства Германии и Еврокомиссии в него вмешиваться. Но, несмотря на это, со стороны немецкого правительства нужно разрешение их регулятора, которое нужно для решения чисто политических задач при строительстве газопровода. Все выглядит так, что в Германии будет сформировано новое правительство (после осенних выборов в Бундестаг в Германии еще продолжается коалициада – Авт.) и в ближайшие месяцы с формальной точки зрения будут рассмотрены представления со стороны “Газпрома” и даны соответствующие разрешения на строительство “Северного потока-2”, – сказал сайту “Сегодня” Михаил Гончар.

США могут заблокировать “Северный поток-2”

По словам экспертов, в прошлом году из 193,9 млрд. куб. м поставленного в Европу российского газа около 93,5 млрд. кубов прошли через украинскую ГТС. В случае достройки “Северного потока” суммарный объем прокачки его двух ниток составит 110 млрд. кубов. В такой ситуации Украина может потерять не только транзит (по прогнозам экспертов потери от прокачки российского газа в Европу через нашу ГТС могут достичь 2 млрд. долл. в год), но и рискует остаться без необходимого для содержания трубы объема прокачки газа. При самом худшем сценарии объем прокачки через украинскую ГТС будет ниже уровня себестоимости содержания трубы и стоимость украинской ГТС упадет в разы.

Петр Порошенко, выступая на одной из панельных дискуссий на Всемирном экономическом форуме в Давосе, назвал российский “Северный поток-2” проверкой на целостность Европы. “Газпром пытается дать взятку некоторым европейским странам. РФ стремится любой ценой достичь абсолютно четких политических целей. Цель “Северного потока-2″ разделить Европу. Он никак не касается энергетической безопасности и экономики”, – заявил украинский президент.

Еще в сентябре 2017 года вице-президент Еврокомиссии по вопросам Энергетического союза Марош Шефчович заявил, что в Брюсселе есть общая позиция сохранить транзит газа через Украину. Но в каких объемах? Неофициально один из европарламентариев от Польши рассказал сайту “Сегодня”, что в ЕС обсуждается цифра в 20-30%.

“То есть, чтобы через украинскую ГТС прокачивалось около 20-30% всего российского газа, который идет в Европу (в прошлом году Украина прокачала 48% всего поставляемого Россией газа в Европу – Авт.)”, – сказал “Сегодня” один из европарламентариев от Польши.

Но что Украина получит на выходе, прогнозировать никто не берется. Да и, по мнению экспертов, в игру всегда могут вступить Штаты. Ведь санкционный закон CAATSA, согласно которому США уже опубликовали “Кремлевский доклад”(список 210 друзей Путина, против которых могут ввести персональные санкции), предусматривает санкции и в отношении “Северного потока-2”. Точнее, против компаний-подрядчиков, которые занимаются глубоководной укладкой труб.

После недавних переговоров с Рексом Тиллерсоном в Варшаве в одном из интервью польский премьер Матеуш Моравецкий заявил, что США должны распространить действие закона CAATSA и на “Северный поток-2”. “Предварительное толкование этого документа (закона CAATSA – Авт.) Госдепом было для нас неоднозначным и неудовлетворительным. Это очень важный момент в наших переговорах с США. И речь идет не только о нашей энергетической безопасности, но и о безопасности всего региона”, – заявил Матеуш Моравецкий.

Польский премьер имеет в виду разъяснения Госдепа по применению статьи 232 закона CAATSA, которая и касается санкций в отношении “Северного потока-2”. Так, в октябре Госдеп пояснил, что санкции не будут распространяться на проекты, заключенные до 2 августа 2017 года. То есть, некоторые проекты по строительству “Северного потока-2” могут не попасть под санкции. Но львиную долю проектного финансирования (около 6,5 млрд. долл.) “Газпром” планировал привлечь в виде кредитов европейских банков, что может санкционироваться Штатами.

В то же время закон CAATSA не обязывает США вводить санкции против проектов по “Северному потоку-2”. Точно так же, как и по опубликованному “Кремлевскому списку” друзей Путина – попадание в список не означает автоматического введения санкций. Поэтому Рекс Тиллерсон после переговоров с Матеушем Моравецким в Варшаве и ушел от ответа на вопрос о введении американских санкций против “Северного потока -2”.

“Как и Польша, США выступают против газопровода “Северный поток-2″. Мы считаем, что он подрывает энергетическую безопасность и стабильность Европы. Кроме того, дает России еще один инструмент, позволяющий использовать энергетику в политических целях. Мы твердо убеждены в том, что Польша, которая имеет в своем распоряжении ресурсы вместе со всей Европой для диверсификации своих энергетических ресурсов, очень важна для долгосрочной безопасности Европы”, – заявил Тиллерсон. (Зеленюк Кристина, Сегодня/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий