Во всей этой истории с газом удивляет одно: вроде бы у нас все есть – и голубое топливо, и желающие его добывать. Однако газ мы до сих пор импортируем.
Запасов газа в Украине достаточно, но для того, чтобы его получить, в последующие три года необходимо приложить немало усилий. И тогда голубая мечта Гройсмана, возможно, станет реальностью.
Энергетическая зависимость – это еще одна болевая точка Украины, помимо коррупции. Даже если не принимать во внимание российский газ, мы все еще покупаем большую часть голубого топлива за рубежом. И это при том, что залежей газа в наших недрах – полно.
О планах на их освоение недавно сообщил Владимир Гройсман. Премьер-министр надеется, что уже через 2 года Украина будет добывать в полтора раза больше газа, чем сейчас. И это уменьшит его стоимость для населения на 20-30%.
Почему же этого не произошло до сих пор? Что мешает нам пользоваться природными богатствами нашего государства?
В Украине добывают газ в Западной, Восточной и Южном газоносных районах. Разведанные запасы – около 900 млрд. куб. м.
“Если сравнить с другими странами, то Украина занимает второе место в Европе и первое место в Восточной Европе по запасам газа. Только Норвегия опережает Украину”, – говорит исполнительный директор компании Укргаздобыча Александр Романюк.
Кроме того, мы могли бы добывать нетрадиционный, в частности сланцевый газ из плотных пород, а также метан из угольных месторождений. Этого было бы достаточно, чтобы удовлетворить все потребности страны. Однако, пока с 33 млрд. куб. м газа, что мы потребляем каждый год, только 20 кубов – собственные.
Наиболее интересные месторождения плотных песчаников находятся на территориях, ныне прилегающих к боевым действиям. В частности это Славянск, а также Юзовская площадка в Харьковской и Донецкой областях, напоминает председатель общественной организации Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко.
В 2013 году добычей нетрадиционного газа в Украине заинтересовались такие гиганты, как Shell и Shevron. После Майдана они, правда, приостановили работу над этими проектами.
“А ушли они, по нашему мнению, как раз из-за того, что в Украине была достаточно сложная бюрократическая система, которая не позволяла им быстро двигаться в направлении развития тех участков, лицензии на которые они получили”, – считает Романюк из Укргаздобычи.
Бюрократия мешает и украинским компаниям. Они бы хотели добывать газ, но им этого просто не позволяют.
“В течение прошлого года ни одного аукциона не было проведено. Мы постоянно подчеркиваем, что эта процедура должна быть максимально прозрачной и должна быть более агрессивной, как это происходит во всем мире”, – отмечает исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах.
Как Украина собирается улучшать ситуацию?
“На сегодняшний день выдано около 500 спецразрешений на пользование углеводородами. Подавляющее число спецразрешений получено государственными предприятиями, и только 180 спецразрешений принадлежат частным компаниям”, – говорит временно исполняющий обязанности председателя Государственной службы геологии и недр Олег Кирилюк.
Основной проблемой, почему частные компании не могут получить необходимые им новые разрешения, руководитель Госгеонедер называет проблемы на уровне областных советов.
Процедура, которая существует на сегодняшний день, предусматривает, что областные советы имеют срок 90 дней, чтобы согласовать исключительно на заседании облсовета вопрос предоставления разрешений.
“Если мы посмотрим по прошлому году, то областные советы отказывали около 80 раз Госгеонедрам и недропользователям в получении согласования на пользование недрами”, – жалуется глава ведомства.
Кирилюк отмечает, что Госгеонедра также продолжает работать над упрощением процесса получения лицензий, над тем, чтобы сделать его более прозрачным.
“В конце прошлого года Госгеонедра подготовили пилотный проект проведения электронного аукциона, который будет предусматривать, что недропользователь будет контактировать с нами непосредственно только один раз – тогда, когда придет за получением спецразрешения”, – отметил Кирилюк.
Вместе с тем, по его мнению, Украина может достичь энергетической независимости в первую очередь не за счет количества разрешений, которые выдаются, а за счет геологического изучения территории Украины и шельфа.
“Госгеонадрами вместе с комиссией, созданной при Министерстве топлива и энергетики, были подготовлены ряд крупных участков для выставления на конкурс, для привлечения крупных инвесторов… Конкурс, я думаю, может состояться во втором квартале”, – сообщил он. Участки находятся в Черниговской области, в Полтавской области, их площадь “достаточно велика”.
Амбициозные перспективы могут быть реализованы. Для этого нужно сделать не так уж и много.
“Первое – это внедрение современных технологий транспортировки и интенсификация добычи на существующих скважинах”, – говорит Сергей Дяченко, председатель общественной организации Бюро комплексного анализа и прогнозов.
“Вторая вещь – это необходимо ослабить и упростить регуляторный режим, который сейчас является достаточно сложным”, – считает Роман Опимах, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины.
“Другие факторы – это создание прозрачной процедуры для новых инвестиционных возможностей. В нашем секторе это, прежде всего, прозрачный доступ к новым лицензионным участкам, это доступ к адекватной геологической информации, которая сделает возможным составление адекватной инвестиционной оценки новых проектов”, – отмечает в свою очередь Сергей Глазунов, генеральный директор группы Smart Energy.
Одна из проблем газодобывающей отрасли в ее высокой прибыльности. Поэтому за этот лакомый кусочек идет постоянная борьба. И пока в ней побеждают те, кто лучше разбирается в бюрократических тонкостях.
Значительное количество лицензий в Украине выдавалось непрозрачно. Выглядит так, что если кто-то смог договориться с областным советом, то он и получал разрешение. Их получили люди, которые и не планировали добывать газ. Просто перепродавали разрешения тем, кому выгоднее. Получается, что у нас торгуют не газом, а лицензиями. В этом и есть главная проблема. (Ольга Шульга, НовоеВремя/Энергетика Украины и мира)