США готовятся нанести России очередной удар под дых на энергетическом фронте. Речь о наращивании добычи нефти, которая за счет своей дешевизны сможет конкурировать в Европе с российской, и, естественно, сбивать цены на русское черное золото.
Пока что нефтяной пьедестал за россиянами. В январе нынешнего года добыча нефти в России составила 10,9 млн. баррелей в сутки, тогда как в США – 10,4 млн. баррелей. Но добыча нефти в США постепенно растет, тогда как Россия связана соглашением с ОПЕК, по которому она должна была снизить добычу и удерживать ее на оговоренном уровне. Ожидается, что смена лидера произойдет до конца этого года.
Американская нефтяная экспансия началась совсем недавно – всего лишь в декабре 2015 г. США отменили 40-летнее эмбарго на экспорт нефти, а уже в январе следующего года первые танкеры пересекли Атлантику и пришвартовались в европейских портах.
Увеличение добычи нефти в США стало возможным благодаря сланцевой революции, которую Россия благополучно проспала. Пока американские инженеры в поте лица трудились над проблемой снижения себестоимости добычи нефти и газа, менеджеры “Газпрома” и “Роснефти” успокаивали себя публичными заявлениями о том, что сланцевые углеводороды – это миф, а добыча их в промышленных объемах невозможна из-за высокой себестоимости.
США сделали ставку на инженерное решение проблемы высокой себестоимости, а Россия – на политическое. Наглядной иллюстрацией того, что первый подход оказался выигрышным, может послужить история с производством пакеров – оборудования, которое позволяет перекрывать и герметизировать отдельные зоны скважины. Пакеры применяются, в частности, при проведении такой операции, как гидроразрыв пласта, – с целью увеличения притока углеводородов из скважины. По сути, пакер – это сальник, уплотнитель, просто очень высокотехнологичный. Ранее сборка одного пакера вручную высококвалифицированными рабочими занимала массу времени, и стоил он немалых денег. Группа американских инженеров разработала робота-сборщика, который собирает пакер намного быстрее, а его себестоимость сразу резко снизилась. Соответственно, снизились затраты нефте- и газодобывающих компаний на проведение гидроразрыва. Это и другие технологические новшества позволили США снизить себестоимость добычи нефти за последние пять лет на $30 за баррель, до $34-67.
Разница в подходах в итоге оказалась роковой для России – за счет применения новых технологий американским компаниям удалось существенно снизить себестоимость добычи сланцевого газа, а потом они начали с тем же успехом поднимать из недр и более тяжелую нефть. В итоге в США добыча нефти с менее чем 5 млн. баррелей в сутки в 2008 г. выросла более чем вдвое.
Масштабы последствий сланцевой революции оказались в итоге таковы, что США, долгие годы бывшие импортером нефти, стали ее экспортерами и готовятся торговать нефтью по-крупному. Например, нефтяной терминал в Луизиане тестирует возможность загрузки нефти в супертанкеры – суда, берущие на борт за раз около 2 млн. баррелей. Использование таких громадных судов снижает затраты на ее доставку, и, естественно, это влияет на ее конечную цену.
Дешевизна добычи углеводородов позволила США начать их экспорт даже в те страны, которые традиционно богаты ими и, можно сказать, за счет них и живут. Например, США отправили партию газоконденсата в ОАЭ. Это все равно, что американцам удалось бы продать свой самовар в Туле.
Одновременно с этим Россия столкнулась с трудностями использования технологических ноу-хау в собственной нефтедобыче. Операции по гидроразрыву пласта еще в 2014 г. стали слабым местом российской нефтяной промышленности. Российские нефтяные магнаты жаловались, что введенные США санкции лишают их доступа к оборудованию, необходимому для этих операций, а также к технологиям и оборудованию, необходимому для разведки новых месторождений.
В условиях, когда США становятся первыми среди производителей нефти, России придется не только поступиться частью своего рынка в Европе. Большой вопрос теперь и в том, будет ли ОПЕК в состоянии соблюдать договоренности о сдерживании добычи с целью поддержания цен на нее на достаточно высоком уровне. Ведь теперь все нефтяные “сливки” будут снимать США. Рост добычи в Соединенных Штатах сегодня вполне способен удовлетворить рост мирового спроса на нефть. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)