Предложена новая концепция стимулирования развития сектора “зеленой” энергетики Украины, которая предлагает переход от “зеленого” тарифа к аукционам. В концепции описывается какие объекты будут обязаны участвовать в аукционах, как они будут регулироваться и что будет с “зеленым” тарифом.
13 марта комитете Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности прошел круглый стол. Обсуждалось “Внедрение конкурентных инструментов закупки “зеленой” энергии в Украине”.
Лев Пидлесецкий, глава электроэнергетического подкомитета, по итогам круглого стола представил концепцию того, как в комитете видят внедрение конкуренции ценообразования электроэнергии из возобновляемых источников.
Предложения изменений этой концепции будут приниматься до 23 марта. И по результатам повторных обсуждений будет создан законопроект.
Зачем нужно новое регулирование ценообразования ВИЭ
Потому что у существующей системы стимулирования развития “зеленого” энергосектора, как и во всех системах, есть недостатки.
В концепции по внедрению конкурентных механизмов ценообразования на “зеленую” электроэнергию к ним причислили то, что вся система зеленого тарифа в Украине “слишком хороша, чтобы в нее можно поверить” инвесторам, но при этом она ограничена во времени – до 2030. Также указывается на большую финансовую нагрузку на рынок и на потребителей (в Украине один из самых высоких “зеленых” тарифов в мире), и проблему балансирования “нестабильной” генерации ВИЭ.
И новая концепция призвана исправить все вышеуказанные недостатки: повысить доверие инвесторов, увеличить сроки поддержки ВИЭ, уменьшить финансовую нагрузку, повысить надежность системы и конечно же достичь целей Энергостратегиидо 2035 года.
Также указывается на то, что сегодня упрощенный режим получения “зеленого” тарифа (без лицензии, без РРА, без ответственности за небалансы) имеют лишь бытовые “зеленые” установки – до 30 кВт установленной мощности, что хотят изменить, и расширить категории, которые могли бы пользоваться этими льготами.
Что предлагают поменять
В первую очередь в концепции делается акцент на то, что законодательство меняться ретроспективно не будет. То есть те, компании, которые уже получили “зеленый” тариф будут получать выплаты, как им было обещано до 2030 года.
Предлагают ввести ежегодную продажу квот на генерацию электроэнергии ветропарками и солнечными станциями – то есть внедрять систему аукционов. При этом других видов альтернативной генерации (биомасса, малые ГЭС) это изменение касаться не должно.
Аукционы, как предлагается, обязательными будут для всех объектов ветроэнергетики мощностью от 10 МВт, солнечной энергетики – от 5 МВт. Для проектов меньшей мощности выбор по желанию – или зеленый тариф до 2030 года, либо участие в аукционах. При этом сумма мощностей таких объектов будет отниматься от общей квоты мощностей, которые выставляются на аукцион.
Цена кВт-ч электроэнергии, определяемого на аукционе, при этом не может превышать коэффициент “зеленого” тарифа, закрепленного в законодательстве (на момент запуска объекта в эксплуатацию).
Предварительный контракт на поставку возобновляемой энергии (PrePPA), который является дополнительной гарантией для банка при получении кредита на реализацию проекта, с момента перехода на аукционы заключается на конкурентной основе – по результатам аукциона. Срок действия PrePPA для солнечных станций ограничивается 2 годами, для ветровых – 3 годами.
Срок поддержки будет действовать 15 лет с момента заключения PPA, амортизация активов – тоже 15 лет.
При этом участие в тендере гарантируется банковской гарантией (20% от стоимости планируемого годового отпуска электроэнергии). Она возвращается в случае проигрыша на аукционе, или стразу после подписания РРА. При этом допускается продление банковской гарантии на 1 год с ее пятикратным увеличением. Банковская гарантия не возвращается, в случае невыполнения проекта.
Важный момент – ответственность за небалансы. Она будет полной и ляжет на компании, генерирующие “зеленую” энергию после того, как появится ликвидный внутрисуточный рынок – через год после начала его функционирования.
Аукционы будет организовывать “Гарантированный” покупатель – компания, которая появится в новой модели рынка и будет существовать до 2048 года. И договор с ним будет подписываться по схеме, определенной в Законе о рынке электроэнергии.
Новая система поддержки развития “зеленой” энергии будет существовать в виде тарифа, или контракта на разницу цены. НКРЭКУ устанавливать “зеленые” тарифы не будет. Также в концепции предлагается снижение “зеленого” тарифа с 1 января 2019, для солнечных станций – на 30%, для ветростанций – на 10%.
Внедрять новые “конкурентные инструменты закупки “зеленой” энергии” будут с 1 января 2019.
Реакция на предложенную концепцию
Ряд экспертов считают, что предлагаемый законопроект остановит развитие солнечной и ветровой энергетики в Украине. Хотя бы потому что правила на рынке снова меняются. Инвесторы, особенно иностранные, заинтересованы в стабильности законодательства, которое может гарантировать, что их инвестиции окупятся в определенные сроки. Пока правила “игры” на рынке снова меняются, поток инвестиций, замрет в ожидании.
С другой стороны, аукционы называют хорошим шансом снизить цену и нагрузки на потребителей. А то что диспетчер энергосистемы “Укрэнерго”, будет принимать участие как в создании квот, так и создании графика внутрисуточного и на сутки вперед генерации позволит упорядочить развитие сектора.
Также в комментариях экспертов отмечается, что недостаточно учитывается значение других “зеленых” источников энергии, которые как раз могут сыграть роль балансирующих мощностей, и помочь Украине достичь цели – 20% ВИЭ (с учетом больших ГЭС), указанной в Энергостратегии -2035.
Есть мнение, что от аукционов все равно уйти не удастся, но с переходом стоит подождать до 2030 года, когда закончится действие “зеленого” тарифа, и использовать это время как буферный период, чтобы продумать, как можно привлекать инвесторов принимать участие в аукционах, не пугая их частой сменой законодательства. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)