Власть стремится не допустить повышения тарифов на электроэнергию для промышленности и населения в предвыборный период. Поэтому подорожания электроэнергии для населения не будет, а рост цен для промышленности, бюджетных учреждений и юридических лиц может быть незначительным. Об этом заявили опрошенные «Энергореформой» эксперты.
По прогнозу экс-министра топлива и энергетики, главы набсовета “Киевэнерго” Ивана Плачкова, цена на электроэнергию для населения, скорее всего, расти не будет.
“Я думаю, для населения цены не поднимутся, а рост для промышленных предприятий составит не более 20%. Это связано с выборами. У нас в ТЭК большинство решений принимается через призму политической составляющей, и это решение тоже будет политическим, без учета экономической составляющей в целом для ТЭК. И RAB-тарифы вряд ли будут внедрены в этом году по той же причине, хотя в целом стимулирующее регулирование – хорошая практика”, – сказал он.
По его мнению, необходимыми предпосылками для внедрения стимулирующего регулирования являются надлежащая платежная дисциплина и организация системы контроля над выполнением дистрибуционными компаниями обязательств в части надежности поставки и качества электроэнергии.
Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий также не ожидает существенного роста тарифов на электроэнергию.
“Тарифы для населения у нас, в основном, зависят от политической воли. Мы понимаем, что уже предвыборный сезон, и никто не отважится менять эти тарифы. Тарифы для населения вообще меняются у нас редко. То, что их в 2015 году решили поднять в течение пяти этапов, можно считать “помутнением”, – сказал эксперт.
Нет особых причин и для существенного роста тарифов для промышленности, считает он. “Если не будет никаких изменений по тарифам для облэнерго, то рост цены будет скромный. В зависимости от региона он составит 3-5%. А если облэнерго будут переходить на стимулирующее регулирование, то в некоторых регионах может быть рост на уровне 10-15%. Но пока сложно точно прогнозировать, потому что, насколько я понимаю, решение еще не принято”, – заявил А.Паращий.
Заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев также отмечает, что рост тарифов невыгоден нынешней власти перед следующими выборами. “Если будет возможность избежать существенного повышения тарифов, власть пойдет на это даже с учетом возможных последствий, в частности, очередных претензий со стороны ЕС, МВФ и других кредиторов. Но если эти изменения будут постепенными и незначительными, по 5-10% за квартал, то вполне возможно, что они будут происходить в течение всего года. Тем более, что летом платежки для населения не столь обременительны по причине отсутствия в них составляющей, связанной с центральным отоплением”, – сказал он.
Без вмешательства государства тарифы будут расти, поскольку затраты компаний на генерацию будут увеличиваться из-за инфляции, девальвации и тех изменений, которые происходят в переходный период.
“Сейчас у нас формируется новый рынок электроэнергии, а вернее, даже несколько разных рынков, и поэтому будет необходимо предусматривать изменения, связанные с этим. Это дополнительные организационные расходы, затраты на программное обеспечение, на его установку и обкатку, и все это, безусловно, будет влиять на тарифную составляющую, на цены”, – заявил Г.Рябцев.
По его словам, кроме внутренних факторов, на тарифы будут влиять и внешние, связанные с затратами на топливо.
Заместитель председателя комитета по вопросам ТЭК Ольга Белькова считает, что тарифы на электроэнергию зависят от имплементации закона о рынке и связанных с этим решений НКРЭКУ.
“Наш комитет принял фундаментальный закон “О рынке электроэнергии”, но большая часть его норм будет введена в действие позже, в разные сроки. Сейчас НКРЭКУ во исполнение закона принимает ряд подзаконных актов, и от многих деталей, которые будут там, зависит влияние на цену электроэнергии. В структуре тарифа большую долю занимает цена на топливо, которая зависит от котировок на международных рынках. Понизить цену поможет большая интеграция с европейскими рынками и полное открытие импорта/экспорта. Это даст возможность подтолкнуть собственную генерацию к поиску более оптимальных цен”, – отметила О. Белькова.
Цены будут расти, заявляет координатор ОО “Экспертная платформа по энергоэффективности” Игорь Черкашин.
“Никуда от этого тренда нам не деться. Будет выравнивание под, как сейчас модно говорить, европейские паритеты цен. Насколько – в большинстве случаев зависит от политической составляющей. Перед выборами цены постараются не повышать, а если выборы откладываются, то может быть более быстрое повышение, чтобы к выборам это все немножко подзабылось”, – подчеркнул И.Черкашин.
В то же время, государство должно понимать, что рост тарифов не может осуществляться сам по себе, если не будет одновременно решаться вопрос повышения платежеспособности населения.
“Производителя можно понять. Но, с позиции государства, если платежеспособность населения не будет расти, то по цепочке будет увеличиваться и объем субсидиантов, и на это, опять-таки, потребуются прямые затраты из бюджета. Это бег по кругу, в котором на каждом витке сокращается количество тех, кто может платить, и, по сути своей, содержит, как субсидиантов, так и производителей энергоресурсов. Мы и так уже за критической чертой – по разным оценкам, субсидии получает от 65 до 70% населения вместо 10 или максимум 15%, что уже считается порогом энергетической бедности в Европе. Программа борьбы с энергетической бедностью в Европе объявлена одной из первоочередных, и там 50 млн. домохозяйств за чертой энергетической бедности. Если сравнить хотя бы европейское пособие по безработице и нашу потребительскую корзину, то у нас, наверное, 80% населения находится за чертой энергетической бедности. И как из этой ситуации выходить, если просто повышать тарифы, не повышая уровень доходов населения, я, откровенно говоря, не знаю”, – подытожил эксперт. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)