России и Саудовской Аравии нужно подумать над механизмом взаимодействия между Россией и ОПЕК, считает министр энергетики Александр Новак. Стороны ищут формат взаимоотношений на долгосрочную перспективу, добавил чиновник.

Странам – участницам сделки о сокращении добычи нефти между ОПЕК и не входящими в картель странами необходимо разработать механизм мониторинга рынка нефти и обмена информацией на постоянной основе. Конечная цель – иметь возможность “при необходимости реализации совместных действий, как было в конце 2016 г.”, сказал министр.

Соглашение о сокращении добычи нефти страны ОПЕК подписали 30 ноября 2016 г. На следующее утро Россия и еще 10 государств объявили о присоединении к сделке. На сделку все ее участники пошли из-за падения цен на нефть. В 2016 г. они опустились почти до исторических минимумов. Но, несмотря на это, подготовка сделки заняла почти год.

В итоге участники сделки договорились сократить добычу нефти в первом полугодии 2017 г. на 1,8 млн. барр. в сутки. Россия сократила на 300 000 барр. в сутки. С тех пор соглашение дважды продлевалось. Сейчас оно действует до конца этого года. Продлевать ли соглашение на первое полугодие 2019 г., участники сделки обсудят в середине 2018 г., сказал Новак. Вплоть до марта этого года участники сделки обсуждали лишь возможный механизм выхода из нее и возможную дату окончания срока действия соглашения.

Разворот цен на нефть и их возврат в комфортный для участников сделки диапазон занял более года. Но на каком уровне их стоит поддерживать и как долго, единого мнения между странами – участницами соглашения нет. Саудовская Аравия планирует провести IPO Saudi Aramco и видит цены на нефть на уровне не меньше $70 за баррель. Представители Ирана говорят о достаточности и $60 за баррель. В феврале 2018 г. Новак заявил, что “удовлетворительными” для России будут цены на уровне $64 за баррель.

Вопроса о вхождении России в ОПЕК на повестке по-прежнему нет, сказал Новак. Но Россия хочет договориться со странами ОПЕК о возможности реагировать на изменения рынка гораздо более оперативно, чем это произошло в 2016 г., следует из слов министра.

Эволюция сотрудничества России и ОПЕК от разовой тактической сделки в стратегическое сотрудничество была предопределена: сделка не оставляет вариантов для безболезненного выхода, считает директор энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Татьяна Митрова. Объявление о прекращении соглашения неизбежно приведет к резкому падению цен. Это, как и дополнительная волатильность, никому не нужно. Поэтому какая-то форма пролонгации соглашения безальтернативна в сложившейся ситуации. Основной вопрос – насколько глубокой будет координация, рассуждает Митрова. “Мониторинг, обмен информацией и т. д. – это очень мягкая, совещательная форма кооперации с переходом к активным совместным действиям только в случае крайней необходимости”, – продолжает она.

России невыгодно долгосрочное замораживание добычи нефти, убежден портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Самым оптимальным решением было бы выйти из этого соглашения до конца года. Россия не может гибко менять добычу нефти в силу сложных климатических условий, объясняет аналитик.

Но даже объединенных усилий России и ОПЕК может оказаться недостаточно для удержания цен на нефть в комфортном для участников диапазоне, считает Митрова. Спор участников сделки о целевом уровне котировок связан с разногласиями о том, как восстановление цен повлияет на добычу сланцевой нефти в США. Именно рост ее добычи и стал причиной падения цен. Повышение эффективности буровых установок, с одной стороны, и рост котировок нефти – с другой лишь подталкивают США к дальнейшему увеличению добычи. По прогнозу EIA, в 2018 г. страна увеличит ее на 1,3 млн. барр. в сутки до 10,6 млн. барр. в сутки. Это может стать рекордом с 1970 г. (9,6 млн.). В 2019 г. EIA ждет роста этого показателя до 11,2 млн. барр.

В первую очередь плодами сделки ОПЕК пользуются американские компании, напоминает Митрова. Россия будет терять долю рынка, предупреждает Вахрамеев.

Если Саудовская Аравия и ОПЕК увидят, что следствием ограничения добычи станет потеря рыночной доли, то с высокой долей вероятности текущие договоренности не будут пролонгированы в долгосрочном периоде, говорит партнер PwC Strategy& Йорг Дорлер.

Стоит помнить и о том, что слишком высокие цены в долгосрочной перспективе стимулируют развитие альтернативных источников энергии и энергосбережения, отмечает Митрова. Поэтому нужно научиться скоординированно не только поднимать котировки, но и снижать их для защиты спроса, считает эксперт. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий