Игорь Коломойский решил присоединиться к инициативе “прикрути”. В середине марта бизнесмен через основной актив нефтяного крыла группы “Приват” – компанию “Укртатнафта” – попросил ввести ограничения на импорт нефтепродуктов в Украину.
На стол первому вице-премьеру Степану Кубиву лег 60-страничный документ с аргументацией в пользу проведения спецрасследования и введения квот и пошлин на ввоз топлива из России, Беларуси и других стран.
Среди аргументов — поддержка отечественного производителя, диверсификация источников поставок, забота о потребителях, защита национальных интересов и снижение зависимости от топлива страны-агрессора.
После освещения инициативы “приватовцев” в СМИ профильные эксперты и участники рынка начали бить тревогу, заявляя, что ошибочное решение по этому вопросу может стоить государству и потребителям “очень дорого”.
По их мнению, введение квот повлечет за собой рост цен и разрушит устойчивую модель обеспечения страны топливом.
Чем закончится эта история, прогнозировать сложно. В Кабмине пока уверяют, что в случае проведения спецрасследования участники рынка и эксперты смогут высказать свои опасения — слушания будут открытыми.
Для чего “Укртатнафта” хочет “прикрутить” импорт нефтепродуктов, и как на это смотрят участники рынка, объясняет ЭП.
16 марта компания “Укртатнафта” (контролируется группой “Приват”. — ЭП) подала заявление в Межведомственную комиссию по международной торговле при Министерстве экономического развития и торговли.
43,05% акций “Укртатнафты” принадлежит НАК “Нафтогаз Украины”, остальные 56% контролируют структуры группы “Приват” и бизнесмена Александра Ярославского. В середине 2017 года Ярославский в интервью изданию “Цензор.нет” сообщил, что является портфельным инвестором “Укртатнафты” и не занимается оперативной деятельностью. “У меня есть пакет акций, принадлежащий мне. При удобном случае, если мне дадут за этот пакет хорошую цену, я его продам”, – говорил бизнесмен.
Предмет заявления – проведение спецрасследования в отношении импорта бензина и дизтоплива. Цель – введение квот на импорт нефтепродуктов иностранного производства.
То есть предлагается существенно уменьшить объемы импортного ресурса. По расчетам консалтинговой группы “А-95”, в 2017 году импортный бензин, преимущественно из России и Беларуси, занимал около 60% украинского рынка.
Для бензина и ДТ производства России и Беларуси у Коломойского предлагают ввести квоты на беспошлинный импорт в три этапа, постепенно снижая их до 30% украинского рынка.
Согласно расчетам “Укртатнафты”, 30% украинского рынка — это 55 тыс тонн в месяц для бензина и 150 тыс тонн в месяц для дизеля.
Для топлива из других стран компания просит с 1 мая установить квоту на уровне 30% украинского рынка.
Импорт продукции свыше указанных квот, по предложению “Укртатнафты”, необходимо обложить специальной пошлиной в размере 29,3% на бензины и 30,7% на дизель.
Это не первый подобный случай. В 2011-2012 годах группа “Приват” совместно с ТНК-ВР уже инициировали спецрасследование против импорта нефтепродуктов из Беларуси с целью введения пошлин в размере 132 евро/т.
Однако предпринятая ими попытка не увенчалась успехом — комиссия при Минэкономики отказала производителям.
Почему же “приватовцы” вернулись к идее лоббирования ограничительных мер против импорта, и какие аргументы они выдвигают?
Протекционизм или импорт
К своему обращению “Укртатнафта” приложила 60-страничный документ, в котором детально описала свои доводы в пользу введения ограничительных мер.
Многостраничный документ с множеством технических подробностей призван донести основные тезисы: украинские производители страдают от бесконтрольно растущего импорта нефтепродуктов, что является демонстративным нарушением национальных интересов на протяжении долгих лет.
Вспомнили представители “Укртатнафты” и о потребителях, которые, по мнению авторов отчета, также выиграют от введения заградительных мер. В подтверждение приводятся следующие аргументы.
- Произведенная в Украине продукция не так чувствительна к курсовым колебаниям и, соответственно, менее подвержена ценовым скачкам.
- Нефтепродукты, произведенные в Украине, всегда будут иметь более низкую стоимость в розничных сетях, чем импортированные.
Согласно доводам “Укртатнафты”, введение квот позволит в 2019 году довести долю внутреннего производства топлива в балансе потребления до 40%, а в 2020 году – до 70% за счет повышения конкурентоспособности украинской переработки.
Отраслевые эксперты раскритиковали отдельные факты, приведенные в документе, обвинив УТН в манипуляциях.
В частности, директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн отмечает, что документ содержит манипуляции и не указывает на истинные причины проблем в украинской нефтепереработке.
“В своем обращении компания не рассматривает итоги 2017 года, когда она увеличила производство бензина на 17,4%, а суммарно доля украинских производителей превысила 40% рынка. Выпуск дизтоплива на заводе вырос на 25 тыс т, доля рынка – до 12%.
Это произошло после перехода “Укртатнафты” и Шебелинского ГПЗ на выпуск нефтепродуктов по стандарту “Евро-5″, что позволило им нарастить переработку и начать продажи топлива по ценам импорта – по максимальным среди всех возможных направлений”, – говорит Куюн.
“А-95” прогнозирует, что в текущих рыночных условиях, без введения заградительных мер, уже в 2018 году доля бензина украинского производства превысит 50% рынка.
Инициатива “Укртатнафты” вызвала негодование и у представителей Нефтегазовой ассоциации Украины. Там уверены, что в случае ее удовлетворения украинский рынок нефтепродуктов будет монополизирован.
Входящие в НАУ крупнейшие поставщики топлива заявляют, что падение переработки нефти в Украине вызвано не засильем импорта, а отсутствием инвестиций в модернизацию НПЗ.
“Сначала это привело к отставанию по качеству, а впоследствии – к отрицательной экономике производства топлива. Ситуация изменилась в 2016-2017 годах, когда было улучшено качество”, – говорится в заявлении ассоциации.
“Рост импорта с 2005 года возник как ответ на нехватку украинских нефтепродуктов. Какой был выход? Закрывать заправки? В 2017 году, когда внутреннее производство выросло, импортные поставки бензина снизились на 18%”, – говорит президент НАУ Дмитрий Кулик.
Директор спецпроектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев отмечает, что введение квот и пошлин приведет к повышению цен на топливо.
“Каким-то образом привязывать это к так называемой защите отечественного производителя глупо. На месте производителей я бы лучше защищал отечественного потребителя”, – говорит он.
В свою очередь директор консалтинговой компании ExPro Геннадий Кобаль ничего плохого в инициативе “Укртатнафты” не видит.
“От этого решения выигрывает не только “Приват”, но и Шебелинский ГПЗ (основной нефтеперерабатывающий актив государственной “Укргаздобычи”. – ЭП). Не совсем понятно, почему такая инициатива не идет со стороны государства”, – говорит Кобаль.
При этом он добавляет, что ограничения, в первую очередь, должны касаться импорта из страны-агрессора.
“Необходимо разработать меры, чтобы постепенно полностью отказаться от российского импорта. То же самое, что с газом сделали. Да, мы покупаем чуть дороже, но вообще не имеем дела с “Газпромом”, – добавил Кобаль.
Учитывая деликатность вопроса и интересы потребителей, инициатива “Укртатнафты” требует внимательного изучения.
В Минэкономики никаких деталей касательно возможного начала спецрасследования не предоставили, сославшись на конфиденциальность информации.
Такое расследование потребует много времени: оно может длиться до 270 дней, а при чрезвычайных обстоятельствах срок может быть продлен до 330 дней.
Тревожным является тот факт, что процедура расследования предполагает возможность введения спецпошлин и квот до принятия решения по сути, на время расследования.
“В этом случае рынок будет “подвешен”. Его участники не смогут прогнозировать ценовые колебания и контрактовать продукцию”, – предупреждает собеседник на нефтерынке.
В свою очередь представитель Кабмина, с которым удалось пообщаться ЭП, успокаивает: “Закон предусматривает меры по предварительным санкциям, но я не думаю, что они будут введены. Такое может быть при критических объемах импорта. Здесь же ситуация не критическая, но она требует вмешательства государства”, – считает он.
Сомневаются участники рынка и в беспристрастности комиссии, которая будет принимать решение.
“Возглавляет комиссию Кубив, в ее состав входят представители министерств и ведомств, в основном назначенные по квотам БПП и “Народного фронта”. У нас есть основания полагать, что некоторые ее члены могут быть ангажированы заявителем”, – говорит собеседник на нефтерынке.
В правительстве, напротив, призывают к спокойствию и уверяют в прозрачности процесса принятия решения.
“Это долгоиграющая история – не один месяц обсуждений с привлечением экспертов, участников рынка, импортеров. Каждый сможет высказать свою точку зрения и повлиять на процесс. Однозначно решение не будет приниматься в закрытом режиме”, – обещает собеседник ЭП в Кабмине. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)