ПАО “Укртатнафта” манипулирует положениями Энергетической стратегии, требуя от государства ограничить импорт нефтепродуктов. Это следует из заявления компании, размещенного на ее сайте.

В частности, ПАО “Укртатнафта” заявляет, что затребованные ею квоты на импорт топлива должны ограничить долю одной страны-импортера 30% украинского рынка нефтепродуктов, ссылаясь на положения Энергетической стратегии Украины до 2035 г.

Однако в своем официальном заявлении в Межведомственную комиссию по международной торговле компания просит ввести единую квоту в размере 30% на топливо, поставляемое из России и Беларуси, что противоречит нормам вышеупомянутой стратегии.

Белорусских и российских производителей “Укртатнафта” объединяет в один источник поставки, мотивируя это тем, что белорусские НПЗ получают российскую нефть на льготных условиях – то есть дешевле рыночных цен на уровень российской экспортной пошлины. Это, по ее утверждению, дает конкурентное преимущество белорусским производителям и наносит ущерб украинским переработчикам.

Такая аргументация, по мнению юридической фирмы Sayenko Kharenko, противоречит сути специальных расследований и может применятся для антисубсидиарного или антидемпингового расследования. При этом “Укртатнафта” не желает инициировать антидемпинговое или антисубсидарное расследование, которые позволяют изучить влияние на рынок по отдельным направлениям импорта, а требует провести именно специальное расследование и ограничить импорт топлива со всех без исключения стран.

Кроме того, “Укртатнафта” в своем пресс-релизе завышает долю белорусских и российских нефтепродуктов на украинском рынке. В частности, компания заявляет, что “последнее время украинский рынок бензинов более чем на 60% обеспечен поставками белорусских производителей”. При этом в 2017 г. доля белорусских бензинов в балансе составила 47%, сократившись по сравнению с 2016 г. на 12 процентных пунктов. В 2014-2015 гг. белорусские бензины не превышали 30% украинского рынка, а импорт бензина из России практически отсутствовал.

“Укртатнафта” требует ввести квоты на беспошлинный импорт бензинов и ДТ с 1 мая.

Эта инициатива вызвала критику в экспертных и отраслевых кругах. В частности, в “Консалтинговой группе А-95” отмечают, что введение квот повлечет за собой рост цен для всех категорий потребителей, разрушит устойчивую модель обеспечения страны топливом и не решит проблем нефтеперерабатывающей отрасли.

В статье “Маневры хитрого танцора” директор “А-95” Сергей Куюн объяснил, почему введение государством квот на импорт бензина и дизельного топлива обернется сбоем поставок топлива на украинский рынок и неизбежным ростом цен и при этом не решит объективных проблем “Укртатнафты”. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий