10 апреля, во время визита президента Украины Петра Порошенко в Берлин, Меркель подтвердила известный факт, что новая труба пропускной способностью 55 млрд. куб. м в год даже после введения в эксплуатацию не сможет поглотить весь объем российского голубого топлива, который сегодня прокачивается через украинскую газотранспортную систему, а это более 90 млрд. куб. м по итогам прошлого года.
И, как сказала Меркель, “часть газа все равно будет идти через украинскую территорию”. Правда, она умолчала об объемах. А это важно, ведь сильная недозагруженность трубы означает потерю рентабельности.
Объемы риска
Сколько же транзитного газа достанется Украине после запуска “Северного потока”? Когда россияне полностью загрузят его и достроят две нитки “Турецкого потока” по 15,75 млрд. куб. м, они теоретически смогут дополнительно прокачивать в Европу до 86,5 млрд. куб. м (включая Турцию, куда топливо сейчас поступает через Трансбалканский газопровод, проходящий через Украину). При текущем спросе на продукцию “Газпрома” для украинской ГТС останется около 10 млрд. куб. м транзитного голубого топлива. 12 апреля российский монополист так и заявил, что 10-15 млрд. куб. м газа могут транспортироваться через Украину и после постройки всех газопроводов при условии “экономической целесообразности нового контракта на транзит”.
Конечно, на данном этапе в “Газпроме” блефуют, ведь к 2020 г., когда заканчивается контракт с “Нафтогазом”, россияне смогут использовать не более 34 млрд. куб. м мощности “Северного потока-2” (продолжающий его газопровод Eugal планируется к сдаче в конце 2020 г.). А это значит, что к тому времени “Газпрому” даже в случае достройки “турецких” газопроводов все равно придется прокачивать через Украину около 30 млрд. куб. м голубого топлива. Но двух лет не хватит и чтобы построить газопроводы на Балканах для подачи газа в Евросоюз из “Турецкого потока-2”, поэтому существенная зависимость “Газпрома” от Украины сохранится: нужно будет транспортировать в Европу более 40 млрд. куб. м. Ожидается, что спрос на российское голубое топливо в ЕС уменьшаться не будет.
Кстати, именно 40 млрд. куб. м – тот минимум, начиная с которого транспортировка газа через ГТС становится выгоднее в сравнении с “Северным потоком”. Об этом 11 апреля заявил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, отметив, что на прокачку 10-15 млрд. куб. м газа Украина не пойдет, ведь в этом случае придется еще и вкладывать в транзит свои средства.
Впрочем, Украине придется задуматься, как спасти свою ГТС. К примеру, по расчетам старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани, к 2024 г. “Газпром” все же сможет обеспечить полную загрузку “Северного потока-2” и двух ниток “Турецкого потока”, что, вероятно, позволит компании отказаться от украинского маршрута для обеспечения долгосрочных контрактов на 180 млрд. куб. м в год. И только рост спроса на российский газ может сохранить какое-то транзитное значение украинской ГТС.
Предложение, от которого нельзя отказаться
Точнее, пора не просто думать, а действовать, если нас не устраивает сценарий с потерей большинства транзитного потенциала. И заявление Порошенко о политической взятке от России в виде “Северного потока-2” вряд ли поможет убедить немцев отказаться от этого проекта, ведь он сулит выгоду. Поэтому у Киева остается один шанс: перебить “взятку” “Газпрома” предложением, от которого нельзя отказаться. Например, передать Германии и другим лоббирующим “Северный поток” странам управление нашей ГТС, причем дать им половину акций. В этом случае Украина лишится и половины прибылей от транзита газа (сейчас это $3 млрд.), но приобретет надежного партнера, которому больше не понадобятся новые “северные” потоки, ведь у нас намного мощнее инфраструктура, в том числе и подземные газовые хранилища.
Конечно, для этого придется внести изменения в законодательство, согласно которому правительство может передавать иностранным инвесторам не более 49% акций оператора ГТС, а возможно, и снять запрет на приватизацию магистральных трубопроводов. Иначе рано или поздно они могут превратиться в кучу металлолома. (Алексей Шевнин, Деловая Столица/Энергетика Украины и мира)