Украина снижает свою зависимость от импортного бензина. Модернизация двух НПЗ в Кременчуге и Шебелинке позволила впервые за три года увеличить производство отечественного топлива, причем по евростандарту экологичности Евро-5. Эксперты рынка говорят, что эта тенденция продолжится и убережет цены на бензин от резких скачков в будущем.
По данным исследования “Консалтинговой группы А-95”, в I квартале 2018 г. производство бензина и дизтоплива (ДТ) в Украине выросло на 12%. Как рассказал нам директор “А-95” Сергей Куюн, впервые с 2015 г. украинские производители топлива вышли в лидеры на рынке бензина: 45,3% рынка, или 195 тыс. т (в 1 кв. 2017 г. было 42%). Крупнейший наш импортер бензина, Беларусь, имеет 40,8% рынка (в 2017 г. было 47%). Объемы производства дизельного топлива выросли на 23,6%, до 178,1 тыс. т, его доля на рынке увеличилась с 13,2% в I кв. 2017 г. до 14,2% в I кв. 2018 г.
По словам Куюна, это результаты проведенной в 2015 г. частичной модернизации украинских НПЗ, что позволило увеличить производительность и повысить качество до евростандартов. Однако даже эти успехи пока не снизят цену топлива, уверен Куюн, поскольку себестоимость нашего горючего высока, а 25% переработки нефти приходится на дешевый мазут.
“Необходима дальнейшая модернизация НПЗ. Конъюнктура внутреннего и внешнего рынков остается для наших НПЗ благоприятной, ожидаем в 2018 г. увеличения их доли на рынке бензинов до 50%, на рынке дизтоплива – до 20%”, – прогнозирует Куюн.
Но с дизтопливом остаются проблемы.
“Если рынок наших бензинов сейчас стремится к 50%, то 85% дизеля – импорт”, – уточнил директор спецпроектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.
Куюн говорит, что если потребление бензина будет снижаться из-за перехода автомобилистов на сжиженный газ, то ДТ будет нужно все больше: для железнодорожных и автоперевозок, агросектора, также в Украине все более популярны легковушки и микроавтобусы на дизтопливе.
А нарастить его производство в разы будет сложно из-за отсталых технологий. В связи с этим эксперты считают контрпродуктивной идею ввода квотирования ввоза топлива и введения заградительной пошлины в размере 30% стоимости, если импорт превысит половину рынка.
“Квотирование приведет к повышению цен. С экономической точки зрения это, безусловно, выгодно нашим производителям, но оно ударит по потребителям и вызовет, во-первых, дефицит на рынке, затем рост цен сперва на дизель, потом на все остальное, так как цена топлива входит в себестоимость любого товара”, – уверен Рябцев. (Александр Панченко, Сегодня/Энергетика Украины и мира)