Пока в России некоторые оффшорные проекты «Роснефти» буксуют из-за санкций и падения цен на нефть, компания активно получает опыт и денежные потоки на морском шельфе Вьетнама, пишет «Рейтер».

Крупнейшая российская нефтяная компания называет шельф решением проблемы энергетической безопасности будущих поколений, а Вьетнам с его растущей экономикой – платформой для развития бизнеса компании в Юго-Восточной Азии. Глава Роснефти, сверхвлиятельный Игорь Сечин, который позиционирует компанию как одну из опор моста между Европой и Азией, считает, что западные санкции мешают прокладывать этот мост, благодаря которому Роснефть могла бы реализовать с партнерами проекты на сумму около $100 млрд.

В России, где Роснефть с партнерами планировала в ближайшие несколько лет вкладывать в развитие шельфа ежегодно в среднем 100 млрд. руб., разработка некоторых глубоководных и арктических проектов – главных источников поддержания добычи углеводородов в будущем – остановилась из-за санкций, хотя Роснефти все же удалось в прошлом году открыть новое месторождение в Восточной Арктике.

Во Вьетнаме, в акватории бассейна Нам Кон Шон, Роснефть чувствует себя уверенно на проектной глубине, достигающей 190 метров.

“Неудобство (от санкций)- умеренное. Это значит, что нам пришлось стать мудрее в вопросах покупки (оборудования). Существует множество возможностей для диверсификации закупок”, – сказал журналистам в Хошимине глава Роснефть Вьетнам Мэрвин Годдингс.

Эксперт энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко считает, что санкции вряд ли коснутся проектов Роснефти на вьетнамском шельфе, поскольку это газовые проекты, а не нефтяные, и работа на них началась до введения ограничений. Но глубина, на которой идет добыча – более 150 метров, – подпадает под санкции, а это значит, что теоретически поставка нового оборудования или комплектующих может быть ограничена.

Во Вьетнаме, экономика которого в 2017 году выросла почти на 7 процентов, в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) Роснефть как оператор в 2017 году совместно с госкомпанией Petrovietnam и индийской ONGC добыли почти 3 млрд. куб. м газа, обеспечив 9 процентов потребности электроэнергии в стране и став крупнейшими поставщиками для газовой генерации Вьетнама.

Консорциум также произвел 65.000 т газового конденсата для внутреннего рынка и экспорта, в основном в Сингапур.

Годдингс сказал, что Роснефть с партнерами постараются удержать достигнутые позиции, несмотря на растущую конкуренцию со стороны гидро- и угольных электростанций.

Роснефть рассчитывает поддерживать добычу газа во Вьетнаме на уровне 3-4 млрд. куб. м в год, сообщил представитель компании.

Добыча на шельфе Вьетнама является сверхприбыльной, уверяет Роснефть, ссылаясь на то, что себестоимость производства углеводородов в стране является одной из самых низких в мире. По информации Роснефти, операционные затраты при добыче газа во Вьетнаме составляют всего $1,5 за баррель нефтяного эквивалента – примерно вдвое ниже средних по компании. Помимо денег компания получает ценный опыт, который уже пригодился Роснефти при бурении самой северной скважины на российском арктическом шельфе – на Хатанге.

Директор департамента зарубежных проектов Роснефти Кристофер Инчкомб сказал Рейтер, что действующие проекты во Вьетнаме позволяют компании развивать операторскую компетенцию, которая пригодится на шельфе в других регионах.

Вьетнамские проекты достались Роснефти по наследству от купленной в 2013 году российско-британской ТНК-BP. Это 35 процентов добывающего проекта Блок 06-1 с начальными запасами 69 млрд. куб. м, где Роснефть, является оператором, и 33 процента морского трубопровода Нам Кон Шон, который в 2017 году прокачал более 60 процентов добытого во Вьетнаме газа.

После покупки ТНК-BP Роснефть заключила новое СРП и стала оператором близлежащего блока 05-3/11 с начальными ресурсами в 28 млрд. куб. м газа и 18 миллион т газового конденсата, где сейчас ведет геологоразведку.

По итогам 2017 года действующие вьетнамские проекты принесли Роснефти $97 млн. свободного денежного потока с учетом затрат на геологоразведку.

Соглашение о поставках углеводородов с лицензионных участков Роснефти во Вьетнаме предусматривает ежегодную повышательную индексацию фиксированной в контракте цены на газ и не зависит от изменений цены на нефть, сообщила Роснефть.

Москва – давний партнер Ханоя в разработке нефтегазовых месторождений. Государственная Зарубежнефть ведет добычу во Вьетнаме почти четыре десятилетия, госконцерн Газпром также реализует проекты в этой стране.

Инчкомб сказал Рейтер, что присутствие Роснефти во Вьетнаме позволит получить компании новый канал реализации нефти в Азии, куда поставки с 2000 года выросли в 40 раз, а в перспективе – создаст дополнительную синергию.

Три действующих газоконденсатных проекта Роснефти – Лан Тай, Лан До и PLD (Дикая Орхидея) находятся на глубине до 190 метров в 370 километрах от побережья южной провинции Вунгтау. Такова же протяженность двухфазного морского трубопровода с пропускной способностью 7,7 млрд. куб. м в год, который в 2017 году прокачал 6,2 млрд. куб. м газа.

С вертолета добывающая платформа Лан Тай весом 9.000 т напоминает железный скворечник, вокруг которого снуют рыбы. На самой платформе цветут цветы и поют птицы, а вдалеке резвятся дельфины.

Работники – по 45 человек в смене, в основном вьетнамцы, – меняются каждые две недели. Досуг вахтовиков скрашивает тренажерный зал. Платформа работает круглогодично, но однажды – в декабре прошлого года – надвигающийся тайфун вынудил сотрудников полностью заглушить добычу и покинуть платформу, впервые с момента запуска проекта в 2002 году, сказал журналистам директор блока 06.1 Хоанг Ву Нам.

Новые скважины для проектов Роснефти в 2018 году бурит морская установка японской Japan Drilling Company (JDC)- Hakuryu-5. Железную махину весом 35.000 т обслуживают около 120 человек. JDC также участвовала в открытии трех основных месторождений на проекте Сахалин-1 в Охотском море, где Роснефть работает совместно с американской Exxon. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий