Казахстан планирует нарастить объемы нефтедобычи, но основная ставка делается на Кашаган и Тенгиз. Остальные месторождения, по оценке Министерства энергетики, работают уже на пределе.

Выступая на правительственном часе в мажилисе 21 мая, министр энергетики Канат Бозумбаев обратил внимание, что за 2017 и четыре месяца 2018 в разрезе секторов нефтегазовой отрасли наблюдается ощутимый рост. Однако в секторе нефтедобычи “драйверами роста остаются нефтегазовые проекты Тенгиз, Карачаганак и Кашаган”.

– В 2017 с выходом на промышленное освоение Кашагана годовой объем добычи нефти по стране вырос до 86,2 млн. т с 78 млн. т в предыдущем. В том числе на Кашагане было добыто в прошлом году 8,3 млн. т. Тем самым уровень ежегодной добычи нефти страны поднялся на новую планку. За 4 месяца текущего года добыча по стране достигла 30 млн. т, показав рост на 6% к аналогичному периоду прошлого года. В этом году добыча нефти ожидается на уровне 87 млн. т. Это наш предварительный прогноз, но такое ощущение, что будет немного больше, – сказал министр.

В частности, на Кашагане ожидается 11 млн. т нефти и 6,8 млрд. кубов газа, а к 2019 году проект должен достичь уровня добычи 370 тыс. баррелей в сутки, к 2024 по проекту дальнейшего расширения ожидается увеличение добычи до 450 тыс. баррелей в сутки.

Проект расширения Тенгиза также перешел в активную фазу реализации. В частности, планируется начать приемку грузов-модулей в порту Прорва для будущих объектов завода по подготовке нефти (мощность 12 млн. т/год) и обратной закачки газа (мощность 9,4 млрд. м3/год). После 2022 года добыча нефти на Тенгизе возрастет с текущих 26 млн. т в год до 39 млн. т в год.

Планом будущего освоения Карачаганака предусмотрена реализация проектов по поддержанию текущего уровня добычи – это модернизация газовых мощностей, строительство 4-го компрессора и 5-го внутрипромыслового трубопровода. Срок реализации в 2020 году с объемом инвестиций более $1,5 млрд.

– Крупные проекты позволят внести существенный вклад в экономический рост страны в среднесрочном периоде. Объем добычи нефти поступательно будет расти и к 2025 году выйдет на уровень 104 млн. т в год, – заявил Бозумбаев.

При этом, констатировал он, по другим группам месторождений “наблюдается снижение уровня добычи в связи с поздней стадией разработки и значительной выработанностью запасов”. По мнению министра, недостаточный уровень инвестиций в геологоразведке становится основным негативным фактором для отрасли.

– Так, за период 2012-2016 прирост запасов в результате переоценки составил 139 млн. т, а по геологоразведке – 79 млн. т, или всего 36% (общий прирост запасов за 5 лет – 218 млн. т). За данный период по действующим контрактам недропользования от общего объема инвестиций $127 млрд. затраты на геологоразведку составили всего $4 млрд., – привел он данные.

Впрочем, министр рассчитывает, что новый Налоговый кодекс (действует с января 2018), и Кодекс о недрах (вступит в действие с 29 июня 2018), предусматривающие льготы и преференции для геологоразведки, изменят ситуацию к лучшему.

Проблемный вопрос – переработка нефти и производство ГСМ. Высокая импортозависимость отечественного рынка и регулярные остановки действующих нефтеперерабатывающих заводов становятся причиной дефицита на рынке ГСМ. Глава Минэнерго уверяет, что этой проблемы уже практически не существует.

– С завершением модернизации Павлодарского и Атырауского НПЗ снизилась доля импортозависимости рынка моторного топлива. Сегодня обеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами составила по бензину 90%, по дизтопливу тоже 90%, по авиакеросину более 58%. В этом году завершится модернизация Шымкентского НПЗ, общий объем переработки нефти в 2018 году увеличится более чем на 1 млн. т, по сравнению с прошлым годом, и составит 16 млн. т, – сообщил он.

Министерство ведет ежесуточный мониторинг по состоянию обеспеченности рынка, по остаткам на нефтебазах и объему импорта ГСМ, учитывая имеющуюся пока импортозависимость по бензину и дизтопливу. Кроме того, “для максимальной стабильности обеспечения рынка министерство улучшило координацию сроков плановых ремонтов и загрузки трех НПЗ”. “К примеру, остановка на ремонт в мае Шымкентского НПЗ на 39 дней не вызвала дефицита ГСМ в стране, заметил министр.

– Для повышения продуктивности на трех НПЗ внедряется автоматизация управления ремонтами. То есть ежегодные сроки ремонтов сократятся с 45 до 20 дней, а остановка на 45 дней будет осуществляться только раз в три года. Это позволит на каждом НПЗ увеличить объемы переработки нефти в среднем на 300 тыс. т в год. В ближайшей перспективе наш рынок будет полностью насыщен отечественным нефтепродуктом, – подчеркнул Бозумбаев.

При этом если рынок определяет цену на ГСМ, то министерство отслеживает их динамику. Глава Минэнерго заметил, что, учитывая условия работы в рамках Таможенного союза, необходимо придерживаться паритета цен с учетом разницы в фискальном режиме. Сегодня АИ-92 в России стоит, в пересчете на тенге, 214-220 тенге за литр. В Казахстане средняя цена – 160 тенге за литр.

Министр сделал на ценовой составляющей особый акцент – по его данным, в Казахстане очень низкие цены на ГСМ. Сославшись на рейтинг международного агентства Global Petroleum Prices, проведенный среди 167 стран, министр подчеркнул: по стоимости бензина Казахстан занимает 12 позицию с конца, по дизтопливу – 14 место.

– То есть дешевле, чем у нас, бензин только в 11 странах (Венесуэла, Иран, Кувейт, Тукменистан) и дизтопливо в 13 странах (Венесуэла, Иран, Саудавская Аравия, Азербайджан, Туркменистан). Дороже, чем наш бензин, в таких странах, как Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, США, Россия, Азербайджан, – заявил глава Минэнерго.

При этом он добавил, что в среднесрочной перспективе задачи министерства “будут ориентированы на совершенствование регулирования рынка нефтепродуктов для достижения привлекательности поставок нефти на НПЗ, в том числе вопросы биржевой торговли и экспорта”.

В числе приоритетов Минэнерго – и решение вопроса по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода в Казахстане. Фактически этот вопрос уже решил президент страны, четко заявив, что завод необходим. В Минэнерго уже создана рабочая группа для разработки преТЭО с целью определения местоположения завода, его параметров и объема инвестиции. Министр заверил, что уже “к осени будем готовы ответить на вопрос, где должен быть завод, какой мощностью, какой объем инвестиций и какие продукты он должен вырабатывать”. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий