Главе НКРЭКУ указали на дверь: президент накануне поблагодарил Дмитрия Вовка за работу. «ЭП» выясняла, что послужило поводом для такого решения Порошенко и кто получит наибольшую выгоду от этого.
Уже месяц народные депутаты, эксперты рынка и другие неравнодушные сосредоточены на одной цели: не допустить второй каденции Дмитрия Вовка на должности главы НКРЭКУ.
Нацкомиссия по регулированию энергетики стоит того, чтобы за нее бороться. Именно от этого ведомства зависят размеры тарифов, которые для энергокомпаний олигархов являются доходами, а для населения – расходами.
Для президентской команды, занятой созданием энергетической империи, иметь своего человека на посту главы НКРЭКУ вдвойне важно. Вовк до работы в комиссии прошел закалку в инвесткомпании ICU, которая консультировала сделки бизнеса Петра Порошенко, а чуть позже работал в Москве в корпорации Roshen.
Именно в каденцию Вовка была принята скандальная формула “Роттердам+”, которая генерирует стабильно высокую прибыль для тепловой генерации, в первую очередь – для компании ДТЕК Рината Ахметова. Также при Вовке на энергорынке замаячила перспектива введения RAB-тарифов, которые резко повысят стоимость облэнерго.
Однако благодарность за проделанную работу оказалась “черной”: в последний момент Вовк потерял поддержку Администрации президента и готовится собирать чемоданы. Таким образом Порошенко хочет снизить градус напряжения вокруг формирования нового состава Нацкомиссии, но выбранная им стратегия может себя не оправдать.
Договоры должны соблюдаться
Полномочия Дмитрия Вовка в Нацкомиссии по регулированию энергетики истекли 26 мая. Чтобы их продлить, он решил принять участие в конкурсе.
Взять эту высоту не получилось: за плечами Вовка 3,5 года работы в энергетике вместо искомых пяти. По этой причине конкурсная комиссия отказалась принимать его заявку. Вовк решил добиваться своего через суд.
На период рассмотрения дела конкурс был заблокирован, поэтому рынок приготовился жить в условиях давно прогнозируемого сценария. Он подразумевал, что Порошенко воспользуется полученным в 2017 году от Верховной Рады правом назначать временных членов Нацкомиссии, в первую очередь – Вовка, пока тот не решит свою проблему через суд.
В 2016 году в Украине был принят закон “О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг”.
Он изменил алгоритм формирования руководящего состава регулятора.
Раньше члены и глава комиссии назначались и увольнялись указом президента. По новому закону перезагрузка НКРЭКУ стала многоступенчатой.
Президент утверждает план ротации членов комиссии, независимая конкурсная комиссия отбирает новых кандидатов на вакантные места из расчета двое на одно место.
Затем отобранные кандидаты проходят спецпроверку в ряде ведомств – СБУ, МВД, Минюсте, ГФС. Только после этого президент составляет окончательный список.
По данным источников ЭП, такой же план вынашивал и сам Вовк, но на прошлой неделе правила игры поменялись. “В Администрации президента была встреча, на которой Петр Алексеевич поблагодарил Диму за работу и сказал, что на этом пока все”, – говорит собеседник издания из АП.
Сам Вовк причин завершения своей карьеры в НКРЭКУ пока не комментирует, но есть несколько причин, которые могли к этому привести.
Во-первых, Администрацию президента смущает резонанс от попыток Вовка прорваться на второй срок.
Так, на ключевых заседаниях конкурсной комиссии, где принимались решения о допуске или недопуске участников к борьбе за право работать в НКРЭКУ, присутствовали представители Мирового банка, USAID и Еврокомиссии.
Все они понимают, что Вовк не отвечает требованию о пятилетнем опыте работы в энергетике, и не разделяют его планов “натянуть” нужное количество стажа с помощью суда.
Во-вторых, на увольнении Вовка давно настаивает премьер-министр Владимир Гройсман.
Отношения между ними не сложились. Нацкомиссия без консультаций с правительством, на что она, в принципе, имела право, принимала бьющие по политическим рейтингам решения – об абонплате за газ или о RAB-тарифах.
В-третьих, “досрочное” увольнение Вовка – своеобразный сигнал рынку о том, что президент разделяет негодование по поводу отдельных инициатив регулятора. Например – касательно формулы “Роттердам+”, из-за которой в стране резко подорожал уголь и выросли тарифы на электроэнергию.
Ай си ю
Как оказалось, президент будет не единственным и, возможно, не главным выгодополучателем ухода Вовка. В числе первых – Ринат Ахметов. На первый взгляд, это звучит неправдоподобно. Энергорынок убежден, что Вовк устраивал собственника энергетической группы ДТЭК.
Главным аргументом сторонников этого мнения является внедрение Вовком формулы “Роттердам+”. Принято считать, что на ней больше всего зарабатывает ДТЭК. Однако собеседники в Верховной Раде и Кабмине так не думают.
“Для Порошенко отменить “Роттердам+” – это один раз позвонить. Никто не знает, какая абонплата установлена Ахметову, чтобы этого звонка не было”, – говорит собеседник в Минэнергоугля.
“Между Вовком и Тимченко (главой ДТЭК) никогда не было панибратства или дружеских отношений. Это исключительно рабочий контакт с постоянным присутствием чувства дистанции”, – говорит источник в Нацкомиссии.
В его понимании это свидетельствует о том, что при принятии ключевых решений Вовк был ориентирован, в первую очередь, на команду Порошенко, которая впоследствии “конвертировала” их в кулуарные договоренности с крупным бизнесом.
На стороне версии о прохладных отношениях между НКРЭКУ и ДТЭК говорят и события последних дней.
“Люди Захарчука (директора по правовым вопросам ДТЭК. – ЭП) неофициально вовлечены в суд Вовка против конкурсной комиссии. Вовлечены на стороне конкурсной комиссии”, – говорит источник ЭП в Нацкомиссии.
Этот бекграунд дает понять, что все эти годы у Ахметова не было “своего” председателя Нацкомиссии, и он совсем не против поправить эту ошибку.
По словам собеседника, команда самого богатого украинца уже определилась с тройкой фаворитов. Это Руслан Кайдаш, Дмитрий Олефир и Елена Антонова.
Все они прошли в финал первого конкурса, где было отобрано десять кандидатов на пять вакантных мест в НКРЭКУ. Недавно эта десятка прошла “сито” согласования в Администрации президента. Последнее слово – за Порошенко, который должен будет отобрать пять человек из десяти.
С ДТЭК большинство перечисленных кандидатов никак не связаны. За плечами Кайдаша – 15 лет работы в НКРЭКУ, Олефир 16 лет работал в госкомпании “Укрэнерго”. Исключение – Антонова, которая последние шесть лет трудится в ДТЭК. Хотя у Ахметова уверяют, что не лоббировали Антонову.
“Ее участие в конкурсе – ее личная инициатива. Тимченко узнал о том, что у него есть такая сотрудница, только после того как она прошла в десятку претендентов. После этого он лично ее поздравил”, – говорит собеседник издания в ДТЭК.
По его мнению, этот факт говорит о том, что команда Ахметова решила не протаскивать своих кандидатов через барьер конкурсной комиссии, а включилась в процесс на его финише, когда претенденты уже известны.
Сторона Порошенко ведет аналогичную игру.
“С каждым из десятки прошедших конкурс Петр Алексеевич будет проводить отдельные встречи. После собеседований определится”, – говорит источник ЭП в Администрации президента.
Он отказался даже предположительно назвать фамилии фаворитов президента, но дал понять, что комбинация может быть самой разной.
“Десятка” состоит из людей, которые очень вариативны. Из нее можно скомпоновать пятерку более-менее принципиальных, а можно – пятерку управляемых”, – добавил собеседник. (Дмитрий Рясной, УНИАН, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)