Украина: стартовал процесс бронирования транзитных мощностей ГТС на 2019-2029 годы

В Украине стремительно развивается главная сюжетная линия весеннего сезона на рынке природного газа – в стране стартовал процесс бронирования транзитных мощностей украинской ГТС на 2019-2029 гг.

Сам процесс резервирования всех украинских магистральных газопроводов на десять лет вперед начался еще в мае. Тогда без особой огласки прессе из Киева в Москву направили официальное предложение с двумя вариантами использования РФ украинских транзитных газопроводов. Любопытно, что свое возмущение украинскому предложению российская сторона высказала только сейчас.

По информации, опубликованной в московских СМИ, “Газпром” не только не собирается прокачивать 110 млрд. куб. м. год по нашей трубе, но и публично заявляет о будущем снижении транзита через Украину до 10-15 млрд. куб. м. в год.

Но российский газовый монополист не только отверг идею полного бронирования. В ходе майских украино-российских переговоров о будущем украинской ГТС из Москвы в Киев пришло предложение после 2019 года снизить нынешний тариф за международный транзит до уровня тарифов проекта Северный Поток 2 (СП2).

Но в отличии от последнего, украинская ГТС не принадлежит российской монополии. А потому НАК “Нафтогаз Украины” не должна ориентироваться на ее тарифы и не может опустить расценки до уровня, который “Газпром” назначает сам себе.

Отказ “Газпрома” резервировать украинскую ГТС на следующее десятилетие демонстрирует глубину интриги, которая развивается в Киеве вокруг проекта аренды всех или части газопроводов. Ведь по логике, резервированием украинской ГТС должна заниматься не НАК, а частные кандидаты на аренду. Причем тот из них, кто предоставит Киеву наибольшую “транзитную бронь”, и будет наилучшим частным пользователем государственных газопроводов и хранилищ. Но с приоритетами сдачи ГТС в аренду у украинских политиков в 2018 году все поменялось. И “Газпром” ныне вовсю пользуется царящей в Киеве неразберихой и переменчивостью.

Американцев оставили на обочине

В частности, во времена 2014-15 годов главными претендентами на роль арендаторов считались американцы. Тогда украинское правительство возглавлял еще Арсений Яценюк, а кресло министра финансов занимала Наталья Яресько, позже отправившаяся работать казначеем американского штата Пуэрто Рико. По квоте именно их партии “Народный фронт” и рекомендациям главы МВД Арсена Авакова, был сформирован менеджмент НАК “Нафтогаз Украины”.

Ключевым претендентом на аренду тогда считалась группа американских компаний Blackstone и Trailstone. Но после того, как упомянутые чиновники покинули Кабмин, украино-американские отношения заметно охладели. А главными фаворитами среди кандидатов на аренду украинской ГТС стали не американцы, а европейцы.

Речь идет о группе связанных между собой компаний ЕС, которая сумела стать ключевым претендентом на аренду нашей трубы вопреки тому, что много лет кряду плотно сотрудничает с российским “Газпромом”. Главным участником группы по размеру капитала считается французский инвестиционный банк Rotschild S.p.a, который глубоко вовлечен в бизнес активно работающих в Украине компаний Glencore, “Русский Алюминий” и BNP Ukrsibbank.

В конце 2017 года Rotschild S.p.a выиграл конкурс на право консультировать НАК “Нафтогаз Украины” в выборе арендаторов ГТС. Украинские власти по неназванным причинам не стали приглашать к участию в конкурсе основных конкурентов этого банка из стран Ближнего Востока и Азии. Не получили приглашения и намного более богатые, чем Rothschild S.p.a американские инвестиционные банки Blackstone BP Inc. или Brookfield Asset Management Inc.

Зато оказалось, что единственным конкурентом французского банка на конкурсе стал давний прочный партнер банка Ротшильдов, французский же Lazard Frere. Который, впрочем, безропотно проиграл аукцион и даже не оспорил его итоги.

Все свои

Как только европейцы начали консультировать “Нафтогаз Украины”, в конце 2017 года из ЕС поступили первые предложения взять украинскую ГТС в аренду. Их направили итальянская Snam S.p.A, которая обслуживается в вышеуказанном французском банке Ротшильд. А также словацкий консорциум Eustream a.s., который принадлежит этой итальянской компании.

Вторая заявка из ЕС поступила тоже из Франции – от корпорации Engie S.A. Которая совладеет упомянутым словацким консорциумом вместе с итальянской Snam. Примечательно, что кроме того этой французской компании принадлежит пакет акций в российско-европейском “Северном Потоке 2”. В Украине, местный дилер Engie по продажам газа, компания “ЭРУ Трейдинг”, с 2016 года арендует у государства “Одесский Припортовый завод”.

Мощности этого крупнейшего потребителя природного газа на Юге Украины “забронированы” на условиях полной эксклюзивности. До самого последнего времени, тот же самый “эксклюзив” угрожал и всей украинской ГТС. Вполне вероятно, что в ходе аренды/концессии она формально сменила бы свой статус, а активы оказались в лизинге без гарантий модернизации и расширения источников снабжения.

В таком варианте, активы магистральных газопроводов Украины управлялась бы не напрямую “Газпромом” и его местными дилерами, вроде Дмитрия Фирташа, а контролировались бы российской монополией косвенно, через таких европейских партнеров “Газпрома”, как Snam S.p.A или Engie S.A.

Резервирование государственных мощностей транзита газа через Украину – и есть частная гарантия расширения источников снабжения украинской ГТС. Но судя по всему, украинские власти этих гарантий от консультантов получить не смогли. Причем в основном из-за нежелания обращаться к нефтегазовым компаниям США и стран Азии, эта задача для Киева оказалась невыполнимой.

Сделай сам

Похоже Киеву пришлось самостоятельно, без будущих арендаторов, заняться перепиской с “Газпромом” о бронировании мощностей. По сути, эти планы отложить реализацию стратегии частной аренды ГТС до лучших времен имеют под собой очень прочную внутриполитическую почву. Так, например, премьер-министр Гройсман недоволен, что консультанта по выбору арендаторов ГТС нанимала НАК “Нафтогаз Украины”, а не правительство, которому принадлежит НАК.

Вполне вероятно, что планы взять украинскую ГТС в толлинг, по примеру аренды ОПЗ, могут оказаться для парижских банковских брокеров очень перспективным проектом. Но когда-нибудь. Пока же есть и намного более актуальные направления. Причем большинство из них стоят четко на пересечении крупных российских и европейских интересов в энергетике. А Украине в них явно отведена роль третьего плана.

Вполне возможно, что банки Японии, США или Саудовской Аравии могли бы определить для Киева более весомую роль. Но подчеркнуто вялая позиция Киева в части привлечения компаний США и стран Азии к стартовавшему в конце 2017 года проекту аренды активов украинской ГТС оказалась ошибкой. А менеджменту “Нафтогаза” теперь приходится кивать на мощных партнеров из Европы, разводить руками и в одиночку справляться с переговорами о резервировании украинских газопроводов российской газовой монополией.

Понятно, что если Киев добьется предоставления “газовой брони”, не будет и речи о каком-либо лизинге или концесии украинской ГТС. Ведь если Украина найдет загрузку мощностей газопроводов самостоятельно, для чего тогда ей вообще нужны частные арендаторы государственных активов? (Андрей Старостин, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)


Ваша реклама под каждым постом этого сайта. ПОДРОБНЕЕ


Оставьте комментарий