А еще у экспертов есть вопросы: откуда брать инвестиции для масштабной установки солнечных панелей и кто их будет утилизировать?
Комитет по архитектуре и строительству считает, что использование солнечных фотоэлектрических систем в зданиях и сооружениях, параллельно с централизованным традиционным электроснабжением, позволит покрыть до 6-8% от их общей потребности в электричестве.
Во сколько обойдется солнечное электричество и готов ли рынок к изменениям?
29 марта этого года глава Комитета по архитектуре и строительству при правительстве Таджикистана Низом Мирзозода утвердил новый приказ, согласно которому с 1 апреля 2024 года все новые и реконструируемые здания, помимо подключения к центральным электросетям, должны быть оснащены солнечными энергосистемами с возможностью накопления не менее чем на сутки ее использования.
Приказ главы Комитета вышел после того, как республика столкнулась с очередным энерголимитом, который привел к отключениям света и ограничениям в электроснабжении, как сельских районов республики, так и крупных городов, включая столицу.
Ограничения подачи электроэнергии в Таджикистане начались в конце сентября 2023 года и продолжились вплоть до апреля 2024 года.
Что написано в приказе?
В приказе отмечается, что новое требование относится ко всем зданиями, независимо от формы собственности и источника финансирования. Так, теперь все образовательные, оздоровительные, культурные, социальные, административные и спортивные комплексы должны иметь солнечные панели для обеспечения работы своих систем электроснабжения, за исключением отопительного, охлаждающего и кухонного оборудования.
В жилых домах это касается внешнего освещения зданий, коридоров и лестниц, систем контроля безопасности, станций водоснабжения и теплоснабжения и наличия не менее одного функционирующего лифта.
На производственных предприятиях, торгово-сервисных центрах и местах общепита предлагается обеспечивать солнечной электроэнергией системы освещения и безопасности. Планируется также, что с помощью солнца будут освещаться развлекательные парки, дороги и улицы.
“Приказ обязует использовать солнечные электрические системы с аккумулированием наряду с централизованной электросетью только для общественной инфраструктуры, такой как лифты, освещение подъездов и фасадов, насосных станций систем подачи питьевой воды и отопления, а также систему видеонаблюдения. То есть указанный приказ не касается электроприборов личного пользования”, – объясняет Мансур Кудусов, заместитель директора ОАО “Системавтоматика”.
Отмечается, что приказ принят в соответствии с реализации целей Стратегии развития зеленой экономики в РТ и Стратегии развития строительной отрасли правительства Республики Таджикистан на период до 2030 года.
О чем говорится в Стратегии зеленой экономики?
Стратегия была принята 30 сентября 2022 года. Среди основных 12 приоритетных направлений есть и эффективное использование зеленой энергетики и обеспечение энергоэффективности. В ней, в частности, предусмотрена цель – увеличить к концу действия Стратегии на 10% мощность производства электроэнергии в стране из возобновляемых источников энергии (солнечная, ветровая и биоэнергия).
Планирует, что к 2037 г. доля объектов, построенных в соответствии с принципами зеленого строительства, в общем объеме строительства должна составить не менее 80%.
Для реализации принципов зеленой экономики в сфере архитектуры и строительства предлагается, в частности, строительство новых зданий с соблюдением современных стандартов (норм) теплоизоляции и использования биотермальных источников, а также осуществление уличного освещения в городах с использованием солнечного энергетического оборудования.
Что предполагает Стратегия развития строительной отрасли?
Стратегия принята 27 апреля 2022 года. Целью ее реализации является проведение преобразований в строительной отрасли, направленных на формирование современных методов управления; создание эффективной, конкурентоспособной, открытой отрасли, способной обеспечивать устойчивый рост уровня комфорта и безопасной среды для жизни; повышение инвестиционной привлекательности проектов и внедрение инновационных решений.
Стратегия призвана, создать условия, в том числе, для использования альтернативных и возобновляемых источников энергии в целях экономического и экологического обеспечения хозяйственной деятельности и повысить энергоэффективность зданий и сооружений.
Для этого в 2023-2024 гг. предлагалось разработать механизмы реализации закона “Об энергосбережении и энергоэффективности” в сфере строительства.
Инициатива хорошая, но важен грамотный подход
“Данная инициатива является своевременной и необходимой. Мы полностью ее поддерживаем, – говорит Мансур Кудусов. – В связи с ростом электропотребления, которое характерно для всех развивающихся стран, диверсификация различных видов генерации позволит уменьшить зависимость от одного источника производства электроэнергии и увеличит энергетическую безопасность объектов”.
Муазама Бурханова, руководитель “Фонда поддержки гражданских инициатив” поддерживает инициативу, она отмечает, что приказ предполагает диверсификацию производства электрической энергии, что актуально в условиях лимита на использование электроэнергии для населения республики в течение многих месяцев. Но…
“С момента подписания до его вступления в силу имелось всего три дня. Были ли приняты во внимание такие вопросы, как наличие необходимых инвестиций для масштабной установки солнечных панелей в связи с их высокой стоимостью; вопросы подготовки специалистов по установке и обслуживанию солнечных панелей или, например, утилизации вышедших из эксплуатации солнечных панелей и аккумуляторов?” – задается она вопросом.
“Мы положительно оцениваем идею более активно использовать потенциал энергии солнца, которым обладает наша республика, через установку солнечных систем на жилых зданиях и нежилых объектах. Важно, чтобы процесс ее реализации был организован грамотно и гармонично и чтобы он учитывал все сложности и использовал те возможности, которые присутствуют на строительном рынке и на рынке возобновляемой энергетики в Таджикистане”, – отмечает Антон Тимошенко, исполнительный директор экологической организации “Маленькая Земля”.
Сколько солнца в Таджикистане?
Целиком расположенный в мировом “солнечном поясе” Таджикистан, имеет большой потенциал для развития использования солнечной энергии. Продолжительность солнечного сияния в республике составляет 2160-3166 часов за год, а количество солнечных дней в году колеблется от 260 до 330. Интенсивность солнечной радиации в большинстве районов страны достигает 1 кВт/кв. м. Например, в Душанбе фотоэлектрическая система мощностью 2 кВт в течение года может выработать более 2900 кВт-ч электроэнергии.
Однако огромный потенциал солнечной энергии остается практически невостребованным, хотя, по некоторым данным, за счет энергии солнца Таджикистан мог бы удовлетворять до 25% своих энергопотребностей.
До недавнего времени в Таджикистане не было реализовано значимых проектов в сфере солнечной энергетики. Сейчас в республике действует единственная коммерческая солнечная станция мощностью 220 кВт, пущенная в эксплуатацию в конце 2020 г. в Мургабе.
Во сколько обойдется солнечное электричество?
Солнечная электроэнергия в условиях Таджикистана – удовольствие не из дешевых. Работа специалистов по проектированию, установке, обслуживанию, аккумуляторные батареи, проводка, в конце концов, сами солнечные панели – все это стоит денег.
Массовая установка солнечных систем потребует значительных капиталовложений.
“Мощность солнечной электростанции для каждого объекта рассчитается индивидуально в зависимости от типа использованного оборудования. В среднем для многоэтажных домов мощность солнечной системы – от 15 до 40 кВт, с аккумуляторной системой хранения – от 60 кВт-ч до 180 кВт-ч. Стоимость таких систем составляет приблизительно от 25 до 45 тысячи долларов США”, – говорит Мансур Кудусов.
Если разделить стоимость системы на общую площадь квартир, то получится невысокая сумма, к тому же помимо экологической значимости система имеет ряд технических преимуществ.
При использовании солнечной аккумуляторной системы перепады напряжений не влияют на работу оборудования, при плановом или аварийном отключении центрального электроснабжения, лифты, освещение и насосы продолжат работать, что является жизненно необходимым, тем более для многоэтажных домов.
Кроме того, для малых частных домохозяйств можно установить солнечные фотоэлектрические системы до 5 кВт. Цена за 1 кВт оборудования варьируется от 1000 долларов США и выше.
Окупаемость солнечной электростанции мощностью 1 кВт для частных домов, с учетом расходов на обслуживание, может составить около 30 лет.
В многоквартирных домах или на промышленных предприятиях срок окупаемости может быть в два раза меньше. Срок службы солнечных панелей составляет 25-30 лет.
“Есть вопросы, связанные с обслуживанием и эксплуатацией. Например, солнечные фотопанели, учитывая наш климат и постоянную пыль, придется часто чистить. Это значит, что кто-то должен быть за это ответственным, – делиться своим мнением Умед Эгамбердиев, соучредитель компании Digital Solution Trade и экс-представитель компании, которая первая в Таджикистане начала заниматься умными домами. – Еще один момент – это аккумуляторы. Кто и за чей счет их будет менять?
Скорее всего, если речь о жилых домах, эти расходы лягут на самих жильцов. По нашему опыту далеко не всегда и не все жители скидываются даже на самые необходимые вещи, как, например, ремонт лифтов или домофонов”.
В Комитете по архитектуре и строительству в ответ на запрос “Азия-Плюс” отметили:
“Стоимость оборудования и монтажа фотоэлектрических систем будет зависеть от предварительных согласований и принятых проектных решений.
Предварительные расчеты на единицу показателя на основании анализа текущих коммерческих предложений показывают, что применение солнечных электрических систем согласно требованиям данного распоряжения увеличивают себестоимость объекта в пределах до 1,5%.
Эти цены имеют тенденцию к снижению, так как конкуренция производителей в этом направлении растет и появляются новые и доступные по ценам технические решения применения солнечных электрических систем”.
По мнению представителей Ассоциации возобновляемой энергетики Таджикистана, чтобы способствовать успешному осуществлению новых требований и при этом сделать солнечные системы более доступными по цене, потребуется государственная поддержка.
Среди прочего, меры поддержки могут включать в себя освобождение от НДС и пошлин при ввозе солнечных фотопанелей и сопутствующего оборудования, финансовые льготы для производителей и поставщиков, а также создание упрощенного механизма продажи электроэнергии, производимой от солнечных систем.
Готов ли рынок к выполнению приказа?
Развитию солнечной энергетики в республике препятствует целый ряд проблем. Эксперты сходятся во мнении, что они связаны как с несовершенной нормативно-правовой базой и неразвитым рынком, так и с институциональными, научно-техническими и кадровыми барьерами.
“В Таджикистане практически отсутствует рынок солнечных фотопанелей. Не так много и компаний, проектирующих подобные системы под ключ. Специалистов, которые профессионально занимаются этими вопросами в республике, чрезвычайно мало. Я не исключаю, что на волне развития альтернативной энергетики появится много прохиндеев, цель которых будет не обеспечить вас электричеством, а просто заработать, продав как можно больше дополнительного оборудования, которое окажется избыточным.
Или же, наоборот, будут предлагаться неправильные или самые дешевые компоненты, а это риск”, – говорит Машхур Почоев, экономист и выпускник курса Немецко-Казахского Университета по возобновляемым источникам энергии.
“Точных данных о количестве компаний, специализирующихся на установке и обслуживании оборудования по использованию, в частности, солнечной энергии нет. Есть относительно крупные игроки, такие как ОАО “Системавтоматика”, компания “Технологияи Сабз” или “Тобон”, есть индивидуальные предприниматели.
У перечисленных компаний есть профессиональные работники, который имеют значительный опыт работы по установке солнечных систем разной мощности. Но их не так много”, – делится своим мнением Фарух Касымов, член Ассоциации возобновляемой энергии Таджикистана.
“Обычно при принятии таких мер делается предварительный анализ ситуации и условий, с представителями прямых заинтересованных сторон проводятся многочисленные консультации, а частному сектору дают время подготовиться к новым нововведениям.
У нас же часто решения на уровне государственных органов принимаются в отрыве от реальной ситуации, что позже приводит к многочисленным проблемам и неэффективным результатам”, – сказал “Азия-Плюс” представитель одной из строительных компаний, который пожелал остаться анонимным. “Объемы строительства сейчас довольно большие. Придется устанавливать солнечные системы на десятках тысячах объектов. Не думаю, что есть компании готовые к таким масштабам”, – добавляет он.
В свою очередь, в Комитете по архитектуре и строительству “Азия-Плюс” ответили, что данные о количестве вводимых объектов с учетом установки солнечных систем имеют изменчивый характер, поэтому показателем оценки является процент охвата всех вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений за отчетный период.
Согласно Комитету, проект приказа был подготовлен группой специалистов, в состав которой входили и представители бизнес-сектора, занимающиеся вопросами внедрения солнечных технологий, на основе предварительных оценок и консультаций, а также с учетом опыта других стран.
“На этом этапе приняты решения, которые на данный момент являются доступными, эффективными и реализуемыми”, – отметили в Комитете.
“Я не слышал, чтобы проводились какие-либо консультации со строительными компаниями в связи с новыми требованиями. Что касается проектирования и установки солнечных систем, то я думаю, что в принципе найдутся те, кто это будет делать. Рынок, конечно, подстроится, но для этого нужно время”, – считает специалист по умным домам Умед Эгамбердиев.
В тоже время в ОАО “Системавтоматика” уверены, что в условиях рыночной экономики, чем больше будет спрос на солнечное оборудование, тем больше поставщиков будет появляться на рынке с новыми и доступными предложениями.
“Здесь очень важно, чтобы компетентные государственные органы контролировали качество ввозимого оборудования, монтажные работы и дальнейшую эксплуатацию. Это позволит предотвратить возможный “обратный эффект”, – считает замдиректора “Системавтоматика” Мансур Кудусов.
Нет солнечных панелей – нет приемки
Завершенный после строительства объект принимается заказчиком от подрядчика в соответствии с условиями договора подряда, а далее принятый и подготовленный к эксплуатации объект принимается Государственной приeмочной комиссией.
Если объекты выполнены с отступлениями от утвержденной проектной документации, не отвечают существующим требованиям эксплуатационной надежности и безопасности, не завершены в полном объеме или имеют недоделки, то они не допускается к приемке.
“Таким образом, в случае если в зданиях и сооружениях будет отсутствовать предусмотренная проектом и установленным требованиям солнечная фотоэлектрическая система, то эти объекты не будут приниматься к эксплуатации приeмочной комиссией”, – заявили в Комитете по архитектуре и строительству. (Тимур Идрисов, независимый экологический журналист, специально для Asia-Plus)