Гордон Гассманн, управляющий директор MercedesBenz Energy с мая 2018 г., объясняет, почему компания прекращает собственное производство систем хранения солнечной электроэнергии. Он также прокомментировал и другие планы компании.

– В журнале Manager Magazin я прочитал, что Mercedes-Benz Energy потерпела неудачу в бизнесе по производству домашних систем хранения солнечной электроэнергии. Вы чувствуете себя потерпевшим неудачу?

– Гассманн: Нет, совсем нет. История с нашими системами хранения электроэнергии была для нас даже очень успешной. Но мы вместе с командой управления Daimler определились, как бы мы хотели позиционировать себя дальше на этом рынке. И пришли к выводу, что нет такой уж необходимости предлагать на нем что-то свое. Мы можем предоставить нашим клиентам хорошие предложения, развивая сотрудничество и партнерские отношения. Мы гордимся тем, что мы можем сделать и чего мы достигли, и у нас есть хороший план того, как нам действовать дальше.

– Вы говорите, что два с половиной года на рынке домашних систем хранения электроэнергии были успешными. А какова мера успеха?

– Гассманн: Самой важной мерой успеха является интерес наших клиентов. Еще одна ключевая мера успеха заключается в том, что мы сделали для выхода нашей группы на передовые позиции и как мы смогли собрать и расширить наш профессионализм здесь в этой сфере деятельности. Кроме того, мы постоянно принимаем участие в различных сферах бизнеса, в том числе в области систем хранения электроэнергии, бывших в употреблении. Сейчас мы собираем все то, чему научились и что можем делать хорошо, и используем все это в новой сфере деятельности. И все, чему мы научились, будет по- прежнему оставаться чрезвычайно важным для нас, как для концерна, и в будущем.

– Вы сказали в другом месте, что требования к производительности сложных систем автомобильных аккумуляторов намного превосходят требования к производительности, необходимые для рынка домашних систем хранения солнечной электроэнергии. В каком именно месте автомобильные аккумуляторы “чрезмерно спроектированы” для домашних систем?

– Гассманн: В автомобиле аккумулятор все время находится в движении. Все, что идет рука об руку с механической жесткостью и прочностью при столкновении, является очень важной задачей. В то же время диапазон температур аккумулятора в автомобиле значительно отличается от диапазона температур в стационарных системах хранения электроэнергии. Аккумулятору приходится работать от значительных минус градусов до очень высоких плюс градусов. Что касается стационарных аккумуляторных систем, то с ними все проще.

– Так причина все-таки в ячейках или в батареях? В какой момент использование автомобильных аккумуляторов дома становится излишней?

– Гассманн: Все начинается с ячеек и проходит через всю систему. Я уже не говорю о классе A и классе B. Речь идет о том, что в автомобилях используются высококачественные материалы, чтобы отобразить чрезвычайно сложные условия использования.

– И в то же время для домашних систем требуется более высокий ресурс, то есть большое количество циклов зарядки-разрядки, которое сможет выдержать аккумулятор.

– Гассманн: При использовании в автомобиле потребность в большом количестве циклов зарядки-разрядки номинальном цикле жизни не так уж и высока, но для автомобиля условия использования намного сложнее. Эти два фактора нужно рассматривать вместе. У нас есть тщательно подготовленные имитационные модели, поэтому мы знаем, о чем говорим.

– Стационарные системы хранения электроэнергии, тем не менее, могут выиграть от эффекта масштабности в автомобильном секторе?

– Гассманн: Есть много прогнозов. Я не хочу спекулировать на эту тему. Существуют разные рычаги, которые играют определенную роль. Среди них и эффект объемного воздействия.

– В батарейной промышленности отмечались не один раз узкие места в поставке батарей. Не сложно ли такой группе, как Daimler, выделять батареи для стационарного использования, если они необходимы в автомобильном секторе?

– Гассманн: Конечно, мы тщательно взвешиваем наличие и возможности в каждой отдельной ситуации. То, о чем Вы говорите, это компромисс, решение по которому должно быть принять в очень короткие сроки. В принципе, наше планирование производственных мощностей ориентировано на долгосрочную перспективу, поэтому это не было основной причиной нашего решения.

– Помимо того, что Вы вместе с вашими партнерами собираетесь и далее предлагать домашние системы хранения электроэнергии, Вы сосредоточились сейчас на использовании аккумуляторов, бывших в употреблении, и на хранении аккумуляторов как запасных частей. Для последнего Вы, вероятно, ищете проекты, в которых Вы могли бы хранить Ваши батареи более рационально, не так ли?

– Гассманн: Конечно, речь идет о рациональном хранении аккумуляторных батарей. Как производитель автомобилей, мы обязаны обеспечить запас запасных частей на несколько лет. Типы ячеек, конструкции ячеек, поведение ячеек будут меняться в течение следующих нескольких лет. Либо производитель ячеек гарантирует вам, что даже через восемь лет он сможет предоставить вам такую же ячейку с теми же техническими характеристиками по разумной цене. Либо Вы сами готовите так называемый финальный запас. Это означает, что нужно оценить, сколько аккумуляторов Вам нужно, а затем заняться их хранением. Ячейки не так просто хранить. Между прочим, они должны регулярно заряжаться и разряжаться. Мы ведем постоянный мониторинг состояния наших аккумуляторных батарей и очень осторожно используем их на рынке балансирующей мощности. Таким образом, запасные аккумуляторы, которые фактически ведут только к издержкам, находятся в обороте и создают прибыль.

– Другая сфера деятельности – использование б/у аккумуляторов. Мне постоянно приходится слышать вопрос о том, насколько это рентабельно. Здесь проявляется конкуренция между падением затрат на аккумуляторы и повышением эксплуатационных характеристик новых батарей. А Вы как считаете?

– Гассманн: Я твердо убежден в том, что после использования в автомобилях у батарей все еще есть остаточная емкость. И эта остаточная емкость выше нуля. И вот на этой остаточной емкости и нужно сосредоточиться. В принципе, мы уже доказали их способности в наших системах хранения электроэнергии, в которых десятки мегаватт часов активно используются на рынке балансирующих мощностей. Мы очень хорошо знаем, какие проблемы существуют и каковы экономические ограничения. Основываясь на нашем реальном опыте, мы твердо убеждены, что это, безусловно, будет долгосрочным вкладом в портфель Daimler. Кроме того, такой ценный товар, как аккумулятор электромобиля, нельзя просто так утилизировать. Нужно рассматривать электромобильность в целом, а не по частям.

– Вы планируете и далее предлагать домашние системы хранения электроэнергии, но уже не под маркой Mercedes-Benz, а в сотрудничестве с партнерами. В этом контексте вы упомянули клиентов, которым вы намерены продолжать предлагать привлекательные и подходящие для них решения. Кого Вы рассматриваете в качестве Ваших клиентов? Инсталляторов? Или автомобилистов, которые считают системы хранения электроэнергии родственными автомобильным аккумуляторам?

– Гассманн: Я понимаю Ваше любопытство, но как раз сейчас мы ведем множество различных переговоров. К сожалению, я не могу дать Вам никакой информации.

– По данным EuPD Research, в 2017 г. вы продали около 2000 аккумуляторов. Кто будет заботиться об их обслуживании и гарантии в будущем?

– Гассманн: Обычно мы не комментируем цифры продаж. Я прошу вас правильно понять нас. Гарантийные обязательства будут покрываться самой Mercedes-Benz Energy. Это наше обязательство. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий