Украина готовится войти в единую энергосистему Европы: уже через год, в июле 2019 г., должен заработать свободный рынок электроэнергии, где производители смогут предлагать свои мощности потребителям, а остальные – выбирать лучшие варианты.
В 2020 г. необходимо обеспечить интеграцию наших электросетей в европейскую энергосистему в рамках специализированной программы ENTSO-E, чтобы украинские сети могли работать в едином режиме с европейскими. Это значит – свободные взаимные перетоки электроэнергии в обоих направлениях, если любая из сторон этого потребует.
Сейчас в Европе идет кардинальное изменение баланса производства электроэнергии – старые углеводородные и угольные мощности меняются на альтернативные источники, такие как солнечные, ветровые и электростанции на биомассе. Условия сокращения “грязной генерации” прописаны в Парижской соглашении по сохранению климата, которое поддержали более 100 стран мира.
В Украине, согласно Энергостратегии-2035, за развитие “зеленой” энергетики отвечает государственный регулятор НЭК “Укрэнерго”. А это значит, что, кроме выдачи разрешений на строительство новых “зеленых” мощностей, НЭК должна обеспечить и “стабильность энергосистемы”, то есть устойчивую работу общей системы независимо от набора источников электроэнергии, которые поставляют энергию в сеть.
Как Европа обеспечивает стабильность своих энергосистем?
На этой неделе в Киеве собрались ведущие европейские энергетики, которые в электроэнергетической ассоциации мирового уровня – CIGRE, объединяющей до 100 стран мира, представляют одну из составляющих – Региональный совет стран Юго-Восточной Европы, SEERC. В совет вошли Австрия, Босния и Герцеговина, Греция, Италия, Косово, Македония, Украина, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Хорватия, Чехия и Черногория.
Страны Юго-Восточной Европы имеют разный уровень развития “зеленой” энергетики, однако все они уже успели составить технические “союзы” и “конгломераты”, чтобы обеспечить стабильность своих энергосистем.
Самое интересное, что эти “союзы” и “конгломераты” складывались не только в рамках одной страны, но и по географическому принципу – то есть объединялись различные регионы разных стран, которые могли оптимально обеспечить сочетание основных и вспомогательных источников электроэнергии, быстро заменять друг друга.
С чего начинали европейские энергетики?
Вторая региональная конференция европейских энергетиков (первая состоялась ровно два года назад в Словении. – Mind) была посвящена проблемам диджитализации, децентрализации и декарбонизации. Для украинских энергетиков пока актуальной является только первая проблема. “В течение следующих шести лет мы планируем автоматизировать более 100 наших подстанций. Для других операторов системы передачи – это обычная практика, но нам, для того чтобы достичь этой цели, нужно приложить немало усилий”, – заявил Всеволод Ковальчук, и. о. директора НЭК “Укрэнерго”.
Ежегодно “Укрэнерго” планирует инвестировать в IT-технологии более 50 млн. евро.
Как выяснилось во время докладов, сегодня в юго-восточном подразделении SEERC нет абсолютно энергетически независимых и сбалансированных стран. Однако поражает многочисленность сочетание “зеленых” и обычных источников вроде газовых, нефтяных и угольных энергоблоков. В различных географических енергоконгломератах они задействованы в смарт-системах управления общим энергетическим балансом. Энергокомпании выбирают наиболее экономически выгодные сочетания “зеленых” и углеводородных источников, и уже под них используют программы управления.
Но из-за того, что плата и штрафы за выбросы СО2 растут, и кое-где уже превышают экономику технических расчетов, некоторые страны (Италия, Греция), которые имеют в своем составе острова, уже сейчас предпочитают прокладывать мощные морские кабели, чтобы обеспечить “зеленый” баланс.
Где место Украины в этом развитии?
Для понимания, насколько Украина отстала от европейского развития энергосистем, приведем карту электроэнергетических мощностей по каждой из областей. Эта интерактивная карта есть на сайте “Укрэнерго”.
В идеале она должна показывать общее количество генерирующих мощностей в каждой области, техническую сеть распределения этих мощностей и свободные мощности, которые могут быть переданы потенциальным инвесторам, которые хотят подключить новые источники – “зеленые” или обычные, углеводородные.
В большинстве стран мира есть такие карты. Они работают в интерактивном режиме, чтобы инвесторы имели возможность оценить перспективы строительства предприятий, подключение и потребления. А вот в Украине такой карты нет.
Из 25 областей Украины только шесть облэнерго предоставили централизованные данные относительно общего количества мощностей и свободных ячеек для подключения. Остальные 19 областей считают эту информацию закрытой и не желают передавать ее в открытый доступ. “Укрэнерго” вынуждено собственными силами проводить аудит энергомощностей и высчитывать места и объемы для свободного подключения потенциальных инвесторов генерации. По крайней мере, Всеволод Ковальчук обещал в ближайшее время заполнить всю карту. В “Укрэнерго” данные есть, но их нужно обработать.
Почему в Украине нет карты свободных мощностей?
Нежелание владельцев облэнерго раскрывать технические мощности своих сетей говорит о том, что они используют эту информацию для вымогательства дополнительных денег у потенциальных инвесторов и потребителей. Так, СМИ неоднократно писали, что за подключение новых систем потребителям приходится платить в качестве взятки по несколько тыс., а то и десятков тыс. долларов.
Представители облэнерго уверяют, что все мощности уже используются, поэтому нет возможности подключить дополнительные, и нужно строить новые сети. Было бы очень интересно посмотреть статистику строительства новых электросетей, хотя бы за последние 10 лет. Она должна храниться в НКРЕКУ, и станет особенно интересной, когда комиссия будет утверждать RAB-тарифы.
Как развиваются европейская и украинская “зеленая” энергетика?
Открытые данные о свободных мощностях необходимы и для потенциальных инвесторов “зеленой” энергетики. Уже сегодня прослеживается резкое различие в развитии “зеленой” энергетики в Европе и в Украине.
В Европе строят много небольших мобильных станций – солнечных, ветровых или на биомассе, а в Украине преобладают крупные парки на сотни мегаватт, и строят их, как правило, либо владельцы облэнерго и угольной генерации, либо компании, к ним приближенные.
Если в Германии, где много небольших ветровых и солнечных станций, они сами себя могут регулировать и подстраховывать без привлечения традиционной генерации, то в Украине – в случае отсутствия ветра или солнца – будут включаться старые добрые угольные и газовые блоки на наших старых ТЭС.
И регулировать этот процесс будут одни и те же владельцы. Так что об “озеленении” нашей генерации, по большому счету, речь пока не идет. Тем более что наши бизнесмены не готовы воспринимать современные европейские смарт-решения в управлении энергосетями. По крайней мере, ни один из наших крупных “зеленых” инвесторов на выступил со своими предложениями относительно будущей балансировки объединенной энергосистемы Украины без привлечения атомной и угольной генерации. (Инна Коваль, Mind.ua/Энергетика Украины и мира)