Обогнав США в 2016 г., Китай вышел на первое место в мире по количеству электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
Сегодня на дорогах страны ездит 1,2 млн. “новых энергоэффективных транспортных средств” (New Energy Vehicles) – так в Китае называют электромобили и гибриды. С 2014 года их число увеличилось в 12 раз, невероятно быстрый рост рынка. Половина всех мировых продаж в 2017 пришлась на Китай – на территории страны было реализовано свыше 600 тыс. легковых автомобилей с электрическим двигателем, 96% из них – местных автопроизводителей (BYD, Geely, BJEV, Changan и др.).
По состоянию на 1 января 2017 года в Китае было сосредоточено 44% всех зарядных станций в мире, в том числе 80% скоростных. К 2020 году власти планируют построить 4,3 млн. частных пунктов подзарядки, 500 тыс. общественных зарядных станций в городах, а также 850 скоростных – на основных автомагистралях страны.
Правительство КНР начало поддерживать электрический транспорт в 2009 году, запустив пилотную программу “New Energy Vehicles” в пяти крупнейших городах: Пекине, Шэньчжэне, Шанхае, Хэфэе и Гуанчжоу. В рамках этой программы были выделены средства для стимулирования покупателей, строительства зарядных станций, закупки электробусов и т.д. С 2013 года программа начала работать по всей стране.
Китай стремится стать мировым лидером в производстве электромобилей. Была поставлена цель – 5 млн. электромобилей к 2020 году, в том числе 200 тыс. электробусов. Правительство страны считает, что развитие экологически чистого транспорта поможет обеспечить энергетическую безопасность, снизит загрязнение атмосферного воздуха и выбросы парниковых газов.
Материальное стимулирование
– Субсидии на покупку (национальный и муниципальный уровень)
В 2010 году китайское правительство КНР начало предоставлять субсидии на покупку электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Специфика китайских субсидий заключается в том, что они выплачиваются непосредственно автопроизводителям, а не покупателям.
В начале 2018 года размер субсидий был пересмотрен с целью поддержки наиболее эффективных моделей, имеющих больший пробег на одной зарядке и высшую энергетическую плотность аккумуляторной батареи. На сегодняшний день максимальный размер субсидии – около 8000 долларов США.
Муниципалитетам разрешено вводить собственные дополнительные субсидии в размере, не превышающем 50% от национальных.
– Налоговые льготы (национальный уровень)
Владельцы электромобилей в Китае освобождены от уплаты регистрационного сбора и транспортного налога.
– Сниженные тарифы на электричество (муниципальный уровень)
В некоторых крупных городах действуют льготные тарифы на электроэнергию для зарядки электромобилей. Например, в Пекине существует ограничение по тарифам для зарядных станций – стоимость кВт электроэнергии не должна превышать 15% от стоимости 1 литра бензина.
– Бесплатная парковка (муниципальный уровень)
В Шэньчжэне и Хэфэе введена бесплатная парковка для электромобилей.
В некоторых городах существуют нормативы по доле парковочных мест, оборудованных зарядками (аналогично инвалидным).
Нематериальное стимулирование
– Зеленые номерные знаки (национальный уровень)
Для предоставления привилегий владельцам электромобилей были введены специальные номерные знаки зеленого цвета.
– Упрощенная выдача регистрационных номеров (муниципальный уровень)
В Пекине, Шэньчжэне, Шанхае и Гуанчжоу существуют ограничения на регистрацию транспортных средств. Чтобы получить возможность владеть автомобилем нужно выиграть разрешение в специальной лотерее и/или заплатить пошлину в размере до 10 тыс. долларов. Владельцы электромобилей освобождены от данных ограничений.
– Свободный въезд в центр города (муниципальный уровень)
В Пекине существует запрет автомобилям с ДВС на въезд в центр города один день в неделю. На электромобили этот запрет не распространяется.
Развитие инфраструктуры
– Строительство зарядных станций (национальный и муниципальный уровень)
Как уже говорилось выше, Правительство КНР собирается построить 500 тыс. общественных станций зарядки электромобилей, а также 850 скоростных станций.
В дополнение к этому, некоторые города самостоятельно поддерживают развитие зарядной инфраструктуры. Например, в 2015 году власти Шанхая заявили, что город потратит на эти цели 800 млн. долларов. Шеньчжэнь компенсирует 30% затрат на строительство зарядных станций, а в Пекине все новые жилые комплексы должны иметь зарядки для электромобилей на парковках.
Стимулирование автопроизводителей
– Квоты для автопроизводителей (национальный уровень)
С 2018 года Правительством Китая вводятся обязательные квоты на электромобили для автопроизводителей. В 2019 году не менее 10% автомобилей, которые они производят, должны быть электрическими, а к 2020 году – не менее 12%. В противном случае им придется выплачивать штрафы или покупать квоты у производителей, превысивших необходимый уровень продаж электромобилей. В конечном счете Китай стремится к тому, чтобы к 2025 году электромобили составляли 20% продаж.
– Экологические стандарты (национальный уровень)
Китай начал вводить ограничения на выбросы вредных веществ для автомобилей на несколько десятилетии? позже (в 2004 году), чем многие развитые страны, однако уже в 2013 году сравнялся с ними по целевым показателям. С 2016 года вступил в силу четвертый этап стандарта по потреблению топлива легковыми автомобилями, устанавливающий для автопроизводителей к 2020 году целевой показатель расхода топлива – 5 литров на 100 километров.
Государственные закупки
– Субсидии на покупку электробусов (национальный уровень)
За каждый приобретенный электробус транспортные компании могут получить от государства субсидию в размере до 30 тыс. долларов. Чтобы претендовать на субсидию, пробег электробуса на одной зарядке должен составлять не менее 150 километров.
– Перевод общественного транспорта на электричество (муниципальный уровень)
Крупные города постепенно модернизируют общественный транспорт. Например, Шеньчжэнь за шесть лет (2012 – 2017) полностью перевел свой автопарк автобусов (16000) на электричество и установил 8000 специальных пунктов зарядки, а теперь электрифицирует таксопарк.
Как мы видим, стимулирование развития электромобилей в Китае происходит, в отличие от США, в основном на национальном уровне, а муниципалитеты играют второстепенную роль.
За счет сильного стремления правительства развивать экологически чистый транспорт, рынок электромобилей в Китае растет быстрее, чем в других странах. Учитывая колоссальные темпы роста электрического автопарка, практически с полной уверенностью можно утверждать, что цель – 5 млн. электромобилей к 2020 году будет достигнута. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)