На днях в правительстве Великобритании подсчитали, сколько необходимо будет потратить на демонтаж отслуживших свой срок ветропарков, размещенных в море. По оптимистическим прогнозам – 1,3 млрд., по пессимистическим – больше 3,6 млрд. фунтов стерлингов. «ЭлектроВести» разузнали, как сносят оффшорные ветростанции, и были ли вообще уже такие случаи.

По данным Министерства предпринимательства и энергии Великобритании, снос оффшорных ветровых электростанций обойдется от 1,28 млрд. до 3,64 млрд. фунтов стерлингов.

Результаты доклада учитывали все 37 оффшорных ветропарков, которые уже работают, либо находятся на стадии создания, в водах Великобритании. По данным ведомства, более-менее точной суммой вывода и сноса этих объектов считается 1,82 млрд. фунтов. При этом отмечается, что “очень нестабильные” судоходные затраты в комбинации с недостаточным опытом вывода из эксплуатации оффшорных ветропарков могут стать причиной роста этой суммы вдвое – до 3,61 млрд. фунтов стерлингов.

Кроме того, сроки вывода ветропарков из эксплуатации пока неизвестны, так как есть надежда, что “с развитием технологий удастся улучшить обслуживание ветротурбин, что позволит продлить срок их эксплуатации”. В среднем при строительстве морского ветропарка период его эксплуатации закладывается на уровне 20 – 25 лет.

Какие ветропарки уже сносили

Опыт демонтажа морских ВЭС, может, и недостаточный, но он уже есть – в Швеции и Дании.

Ветропарк Yttre Stengrund мощностью 10 МВт в Балтийском море, принадлежащий шведской компании Vattenfall, был первым ветропарком, который снесли.

Это произошло в начале 2016 года. Ветропарк состоял из пяти ветротурбин NEG Micon каждая мощностью 2 МВт – таких турбин было изготовлено всего лишь 50 штук. Он был запущен в эксплуатацию в 2001 году. Демонтаж ветротурбин занял около 2 месяцев, тогда как сама операция разрабатывалась около 2-х лет, в течение которых в основном работала лишь одна турбина.

В Vattenfall заявили, что решение полностью демонтировать ветропарк, вместо того, чтобы заменить ветротурбины на более мощные были вызваны как экономическими, так и техническими причинами:

“Турбины, которые были установлены на Yttre Stengrund были ранними моделями – их произвели всего около 50 штук. Сложность приобретения запасных частей и огромные затраты, связанные с модернизацией турбин и автоматики, означали, что заменить турбины финансово выгодно было невозможно”.

Сначала местная компания Svensk Sjoentreprenad (SSE), которая отвечала за демонтаж, сняла и увезла лопасти роторов, потом последовал демонтаж пяти матч. Также компания удалила бетые фундаменты, на которых турбины устанавливались. Сам процесс, который на самом деле очень похож на установку оффшорного ветряка, только в обратном порядке, не составил никаких сложностей. Единственной проблемой была плохая погода, которая продолжалась на протяжении всей операции, и из-за которой работы были отложены на месяц. В последнюю очередь демонтировали кабели, передававшие электроэнергию на сушу. Их убрали в сентябре 2016.

А в 2017 году в Дании снесли самый первый в мире оффшорный ветропарк – его построили еще в 1991 году. Ветропарк Vindeby, который состоял из 11 турбин мощностью 400 кВт, принадлежал компании DONG (сейчас Orsted).

За все 26 лет работы ветропарк выработал 243 ГВт-ч электроэнергии. Этот проект стал первой ступенью нового развития ветроэнергетики в Дании – сейчас ветротурбины генерируют более 40% электроэнергии в годовом энергобалансе страны.

Также в прошлом месяце стало известно, что к концу этого года планируется снос национальной тестовой площадки оффшорной ветроэнергетики в Шотландии. На площадке работали 2 турбины – Mitsubishi мощностью 7 МВт и Siemens мощностью 6 МВт. Как известно, Шотландия активно развивает ветровой потенциал и теперь ветропарки все чаще покрывают свыше 40 – 50% энергопотребностей страны. Также был случай, когда ветрогенерация произвела 206% от общей потребности в электроэнергии.

Локации оффшорных ветропарков в Великобритании

В целом же, по состоянию на конец 2017 года мощности морской ветроэнергетики Великобритании составляли 5,8 ГВт. В стране строится крупнейшая в мире оффшорная ветроэлектростанция с самыми дешевыми (но субсидируемыми) тарифами в этом секторе.

Сколько стоит снести. И сколько стоит построить

Так, если 5800 МВт ветромощностей стоит демонтировать в среднем 1,8 млрд. фунтов стерлингов ($2,3 млрд.). Тогда снос 1 МВт установленной мощности оффшорного ветропарка обойдется в 310 тыс. фунтов стерлингов ($404 тыс.).

Такие подсчеты в среднем соответствуют тем, которые были сделаны консалтинговыми аналитиками DNV GL еще в 2015 году. По их данным, снос морского ветропарка (без учета демонтажа кабелей для передачи электроэнергии) обойдется от 200 тыс. до 600 тыс. евро/ МВт (230 – $690 тыс.), в зависимости от самих турбин, удаленности, глубины размещения в море и т.д.

Насколько это дорого? Возьмем реальный проект строительства ветропарка – проект мощностью 700 МВт в Нидерландах, реализация которого оценивается в $2,7 млрд. Проект строится без государственных субсидий, что важно отметить. Таким образом, 1 МВт установленной мощности ветропарка в Северном море оценивается в $3,8 млн. А снос ветропарка, если верить подсчетам британского министерства и шведских аналитиков, обойдется в 10% от его строительства.

Насколько такие затраты соотносятся с затратами на вывод из эксплуатации “традиционных” угольных, газовых и атомных электростанций? Не соотносятся. Даже есть учитывать, что электростанции на ископаемом топливе работают все же более стабильно и больше 25 лет. так, в Германии, которая решилась отказаться от атомной энергетики, энергокопании на вывод атомных станций из эксплуатации выделили почти 40 млрд. евро. Во сколько обойдется демонтаж реакторов, о котором уже заключили договор, пока не известно. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий