Очевидно, всему украинскому обществу предстоит искать ответ на вопрос, что означают рекордные убытки ПАО “Укртрансгаз” – проблемы предприятия в условиях “газовой войны” с Россией или некомпетентность менеджмента? А может, злой умысел.
По итогам первого полугодия 2018 г. ПАО “Укртрансгаз” показало рекордный размер убытков: 17,7 млрд. грн. Эти данные все желающие могут увидеть в опубликованном отчете о финансовых результатах на сайте “Укртрансгаза”.
Как видно из представленных там таблиц, основными причинами убытков стали списание (или начисления под списание) дебиторской задолженности за газ и ускоренная амортизация основных фондов. Но для сравнения: за аналогичный период прошлого года убытки ПАО составили 7 млрд. грн. За весь прошлый 2017 г. чистый убыток “Укртрансгаза” составил 24,8 млрд. грн. Основными факторами убыточной деятельности предприятия тогда были:
– Начисление резерва на обесценение дебиторской задолженности за газ – 11,8 млрд.;
– Расходы по ускоренной амортизации основных фондов (в основном на государственное имущество) – 31,5 млрд., из которых не существует источников для покрытия на сумму 18,5 млрд.
Тут, как говорится, возникают вопросы. Все ли сделано для взыскания дебиторской задолженности? Ведь этим можно заниматься серьезно, а можно по принципу “на нет и суда нет”. И откуда берется ускоренная амортизация оборудования? Неужели злые россияне начали добавлять в газ абразивную крошку?
Понятно, что толковый бухгалтер на вопрос “Сколько будет дважды два?” всегда ответит “А сколько надо?”. То есть бухгалтерской отчетностью достаточно крупного мероприятия в любом случае можно манипулировать. Причем зачастую даже не особо нарушая закон. Профессиональным бухгалтерам как раз и платят большие деньги именно за умение “рисовать” нужные показатели вне зависимости от того, какие цифры присутствуют “на входе”.
Помнится, еще в советское время существовал популярный мем про “усушку и утруску” – ту же самую “ускоренную амортизацию основных фондов”, говоря бухгалтерским языком. Или склад могли “ограбить” – это такой радикальный вариант, так как в СССР отмазка про “безнадежную дебиторскую задолженность” обычно не прокатывала – ею занимался ОБХСС.
В нормальной рыночной экономике предприятие скорее стремится свою бухгалтерскую отчетность приукрасить, а убытки – не афишировать. Совсем другое дело – государственное предприятие, работающее в стране с кризисной экономикой, огромным теневым сектором в ВВП и “плавающими” понятиями о разделении частной и государственной собственности. Здесь вполне может оказаться выгодным показывать как раз завышенные убытки. Зачем? Да по нескольким причинам:
– так проще что-то украсть, или вообще красть на постоянной основе;
– есть повод лишний раз поднять цены для потребителей;
– идет негласная подготовка к приватизации предприятия в чьих-то интересах, так что его капитализация (совокупная стоимость активов) сознательно опускается.
Доведенное до банкротства государственное предприятие вполне логично отправить на приватизацию под лозунгом “Незачем из бюджета кормить”. Ну а как и в чьих интересах такая приватизация будет проходить – тема совсем другого разговора. Сценарий, кстати, очень хорошо отработанный на постсоветском пространстве. Многочисленные российские олигархи – Абрамовичи, Дерипаски, Потанины и прочие – они как раз “родом” оттуда, из этих схем.
Впрочем, это лишь предположение. Пока более реальным выглядит второй вариант. Тем более, он уже нашел свое подтверждение: с 1 августа повысилась ценана природный газ для промышленных потребителей и учреждений, финансируемых из государственного бюджета. В частности, в новом прейскуранте НАК “Нафтогаз Украины” указано, что цена на газ “Нафтогаза” для промышленных потребителей, потребляющих от 50 тыс. куб. м/месяц, при условии отсутствия задолженности за газ и на условиях предоплаты, установлена на уровне 10 130,4 грн./тыс. куб. м, на условиях оплаты по факту поставки – 11083,2 грн./тыс. куб. м.
Согласно прейскуранту “Нафтогаза”, существует еще четыре категории потребителей: потребители, у которых ежемесячные объемы потребления ниже 50 тыс. куб. м; поставщики для дальнейшей реализации газа, финансируемого из государственного и местных бюджетов учреждениям и организациям, а также промышленным потребителям; 100%-е дочерние предприятия НАКа; операторы ГРС (газ на производственно-технологические расходы, потери и собственные нужды).
Для первых двух категорий потребителей цена товарного газа также установлена на уровне 11 083,2 грн./тыс. куб. м, для третей на уровне 10130,4 грн./тыс. куб. м, для четвертой на уровне 11 083,2 грн./тыс. куб. м.
26 июля Кабинет министров продлил до 1 сентября действие Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа, что позволило оставить цену на газ для населения неизменной. Сейчас правительство Украины ведет активные переговоры с МВФ относительно того, чтобы не поднимать цену на газ для населения. Но, может, имеет смысл вместо этого провести хороший независимый аудит бухгалтерии “Укртрансгаза”? (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)