Киев нашел временную замену газу, который ранее поставляла столице НАК “Нафтогаз Украины”, однако цена этого топлива оказалась вдвое выше. Возобновлению поставок препятствуют долги, накопленные компанией Рината Ахметова “Киевэнерго” перед “Нафтогазом”.
Эти долги НАК хочет повесить на коммунальное предприятие “Киевтеплоэнерго”, которому передан энергетический комплекс столицы, ранее эксплуатируемый “Киевэнерго”. “Апостроф” разобрался, в чем конкретно состоит конфликт и каковы шансы его разрешить.
Власти Киева в августе будут покупать газ у частной компании “Укрнефтебурение”. В течение ближайшего месяца Киевская горадминистрация рассчитывает решить вопрос возобновления поставок топлива на теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) столицы со стороны государственной НАК “Нафтогаз Украины”.
Проблема состоит в том, что с мая текущего года КП “Киевтеплоэнерго” передается коммунальное хозяйство столицы, которое до этого находилось в управлении частной компании “Киевэнерго” бизнесмена Рината Ахметова. Однако у “Киевэнерго” перед “Нафтогазом” образовался долг за поставленный газ, составляющий порядка 5 млрд. грн.. Киев отказывается платить по долгам компании Ахметова, а “Киевтеплоэнерго” подала иск в Хозяйственный суд Киева, который 19 июля вынес решение о том, что долг “Киевэнерго” не должен переходить на коммунальное предприятие столицы. Слушания по апелляции “Нафтогаза” должны состояться в сентябре.
“Нафтогаз” 2 августа обнародовал пресс-релиз, в котором заявил, что приветствует решение КГГА “начать переговоры о мировом соглашении, по которому КП “Киевтеплоэнерго” примет долги “Киевэнерго”. Однако в администрации Киева поспешили опровергнуть заявление НАК, отметив, что ни на какое мировое соглашение не шли, тем более на условиях “Нафтогаза”, и пока переговоры продолжаются с участием Кабинета министров.
Очень рыночная цена
Именно по разрешению правительства столица купит в августе у “Укрнефтебурения” 18 млн. куб. м газа для ТЭЦ-5. Еще одна теплоэлектроцентраль – ТЭЦ-6 – временно находится на профилактике, а на Дарницкой ТЭЦ в качестве топлива используется уголь, а газ является буферным топливом.
В администрации Киева не скрывают, что этот газ будет покупаться по коммерческой, то есть по более высокой цене, чем та, по которой топливо приобретается у “Нафтогаза” в рамках выполнения холдингом спецобязательств по обеспечению топливом населения. Однако в мэрии категорически отрицают данные “Нафтогаза”, что этот газ дороже топлива, которое НАК продает по коммерческой цене промышленным предприятиям – в “Нафтогазе” утверждают, что цена газа “Укрнефтебурения” составляет 10,2 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС), тогда как коммерческим потребителям НАК продает топливо по цене 10,13 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС), а льготная цена вообще составляет 5,93 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС).
Не осталось в стороне от выяснения отношений и “Укрнефтебурение”. Компания распространила пресс-релиз, в котором разъяснила, как и по какой цене продает топливо Киеву. “Укрнефтебурение” ссылается на постановление Кабмина от 22 марта 2017 года №187, согласно которому цена природного газа НАК “Нафтогаз Украины” с 1 августа 2018 года при условии оплаты на протяжении месяца или после периода (календарный месяц) поставки газа составляет 11 083,20 гривны за 1 тыс. куб. м (с НДС), тогда как цена 10 130,40 гривны за 1 тыс. куб. м (с НДС) действительна при условии 100-% предоплаты. “Укрнефтебурение”, согласно пресс-релизу, согласилась на подекадную оплату газа Киевом при цене газа 10 200 грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС), “что составляет дисконт (скидку) 883 гривны к цене НАК “Нафтогаз” при условии подекадной оплаты”.
В любом случае пока Киев покупает газ дороже, чем мог бы в случае отсутствия конфликта вокруг долгов “Киевэнерго” перед “Нафтогазом”, решение проблемы обеспечения столицы топливом является лишь временным.
“Это не решает вопросы Киева. Более высокая цена на газ потребует компенсации из бюджета”, – отметил в комментарии “Апострофу” аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква.
Костры амбиций
По большому счету проблемы с поставками газа возникли с неэффективностью управления, убеждены эксперты, опрошенные изданием.
“В первую очередь нужно, чтобы государство не перебрасывало свои проблемы на других”, – сказал “Апострофу” директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Он пояснил, что сначала государство вовремя не перечисляет средства на выплату субсидий, в результате этого возникают долги по оплате коммунальных услуг, в итоге “Нафтогаз” долги “переводит в небалансы”. “Возникает увеличение цены на природный газ, и вся эта спираль долгов закручивается”, – отметил эксперт.
Директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает, что вопрос долгов за газ выходит далеко за рамки хозяйственно-экономических отношений “Нафтогаза” и КГГА.
“В который раз украинские потребители становятся заложниками разборок между государственными структурами, заложниками неэффективного управления, заложниками амбиций отдельных топ-менеджеров, поскольку, не будь этих амбиций, не было бы этой проблемы, нежелания договариваться. Здесь экономики как таковой – мизер”, – заявил он “Апострофу”.
Однако проблему решать нужно, особенно учитывая, что не за горами отопительный сезон. До сих пор в большинстве домов киевлян нет горячей воды, а отсутствие необходимого количества газа на столичных ТЭЦ создает риск веерных отключений электроэнергии.
Долг долгу рознь
При пристальном изучении проблема распадается на две части. Одна касается собственно долгов, которая, как утверждает “Киевэнерго”, возникала из-за задолженности перед компанией потребителей, вторая – штрафов и пени за несвоевременное погашение долга в размере 1,2 млн. грн., который установил “Нафтогаз”.
“Сыр-бор ведь не из-за долгов как таковых. Понятно, что долг – из-за того, что компании кто-то не заплатил. То есть он нетоксичный. Если посчитать кредиторскую и дебиторскую задолженности “Киевэнерго”, то они между собой более-менее корреспондируются. Проблема – в тех штрафах, которые насчитал НАК “Нафтогаз” “Киевэнерго” за несвоевременное погашение долгов”, – рассказал Геннадий Рябцев.
Киевские власти на самом деле не отказываются решать вопрос долгов потребителей – по словам мэра Виталия Кличко, город согласен реструктурировать задолженность перед “Нафтогазом” на срок от трех до шести лет. При этом градоначальник заявил, что Киев наотрез отказывается оплачивать штрафные санкции.
И по этому вопросу пока устраивающего все стороны решения не видно.
Скинуться на премию
По словам Геннадия Рябцева, сумма штрафных санкций, которую предъявил “Нафтогаз” компании “Киевэнерго”, сопоставима с размером премии, которую руководство НАК выписало себе за победу в Стокгольмском арбитраже против российского “Газпрома”.
Общий размер премии членам правления “Нафтогаза” должен составить более 45 млн. долларов. Штрафные санкции в отношении “Киевэнерго” на 1,2 млрд. грн. по текущему курсу соответствуют 44 млн.м долларов. Пока что членам правления выплачено чуть более 20 млн. долларов, при этом, по данным СМИ, глава компании Андрей Коболев получил 7,9 млн. долларов, а главный коммерческий директор НАК Юрий Витренко – 6 млн. долларов. Остальная часть премии должна быть выплачена только после того, как “Газпром” выполнит решение Стокгольмского арбитража и заплатит “Нафтогазу” 2,56 млн. долларов.
Однако, похоже, что стороны просто не готовы решать проблему. “Вариантов, кроме как договориться, нет, а договариваться не хотят”, – отметил Рябцев.
Денис Саква отмечает, что пока непонятно, что делать с пеней и санкциями, так как источников их погашения нет. “Я думаю, что эти санкции должны быть “прощены” на законодательном уровне”, – говорит эксперт.
Геннадий Рябцев предлагает еще более радикальный вариант. По его мнению, Киев может нарушить монополию “Нафтогаза” и начать покупать газ на оптовом рынке. То есть продолжить делать то, что уже начал в августе.
“Этот газ дороже, но ТЭЦ – это когенерация (процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии, – “Апостроф”), это означает, что стоимость и тепловой, и электрической энергии на столичных теплоэлектроцентралях ниже, чем на теплоэлектростанциях (ТЭС)”, – пояснил он. В таком случае тарифы будут выше, чем прежде, но ненамного, а у столичных властей будет весомый аргумент в пользу такого решения. Кроме того, отмечает Рябцев, столица должна в случае реализации такого сценария выставить новые повышенные счета и Банковой, и Кабмину, и Конче-Заспе (место обитания украинской политической и деловой элиты), чтобы государство все-таки обратило внимание на проблему, которую отчасти и породило. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)