Немногим более месяца осталось до 1 октября, когда по решению Национальной комиссии регулирования энергорынка и коммунальных услуг (НКРЭКУ) должна вступить в действие новая редакция Кодекса газотранспортной системы. Изначально планировалось, что документ заработает еще с 1 августа. Но этому помешалконфликт госрегулятора с оператором ГТС – компанией “Укртрансгаз” и ее акционером НАК “Нафтогаз Украины” по поводу трактовки некоторых норм Кодекса.
Оппоненты заподозрили НКРЭКУ в сговоре с “Региональной газовой компанией” (РГК) Дмитрия Фирташа, которая управляет облгазами владельца Group DF (а это более 70% в газораспределении) – якобы они стремятся закрепить действующую монополию на рынке и легализовать возможности для несанкционированного отбора газа, которые сулят “Укртрансгазу” потерю ликвидности.
А госрегулятор обвинил “Укртрансгаз” в саботаже подготовки газового рынка к работе в режиме суточного балансирования, в создании угроз для его “стабильного функционирования” из-за нарушения законодательных требований и оштрафовал оператора ГТС почти на 1 млн. грн.
В чем смысл суточного балансирования? Оно предполагает, что “Укртрансгаз” должен сообщать заказчикам услуг по транспортировке газа об их позитивном или негативном балансе в системе – этот небаланс образуется по итогу реализации заявок на куплю-продажу газа в течение дня (фактический объем сделки между участниками рынка может отличаться от предварительной заявки). Чтобы обеспечить баланс в ГТС, заказчики транспортных услуг должны свои излишки газа оперативно продавать либо закачивать их на хранение в подземные газохранилища, а недостаточные объемы газа – приобретать. Иначе “Укртрансгаз” получает право приостановить поставку газа потребителям, чтобы избежать несанкционированного отбора топлива.
Сейчас конфликт между НКРЭКУ и “Нафтогазом” затих. Очевидно, это временно. Ведь стороны продолжают по-разному видеть приоритетные задачи для урегулирования ситуации. Госрегулятор ожидает, что к октябрю “Укртрансгаз” выполнит все подготовительные работы для запуска суточного балансирования и завершит внедрение информационной платформы для координации этого процесса через интернет. В “Укртрансгазе” считают “критически важным” изменение текста Кодекса ГТС, чтобы новые правила на рынке эффективно заработали.
Как реагирует рынок? За рамками этого резонансного спора осталось мнение независимых газовых трейдеров, которые должны стать основными потребителями услуг “Укртрансгаза” по суточному балансированию. Чтобы расширить представление о том, как относятся к предстоящим нововведениям на газовом рынке его игроки, Mind провел свое исследование и выяснил, что в целом идею суточного балансирования они поддерживают, но полагают, что рынок еще не готов к работе на таких условиях. Среди трейдеров популярен прогноз, что без дополнительной подготовки, правила новой редакции Кодекса ГТС, которые по решению НКРЭКУ должны вступить в действие с 1 октября с.г., приведут к зачистке рынка в интересах крупных торговцев и остановят развитие конкуренции.
Какие меры помогут избежать такого сценария?
- Изменение условий допуска трейдеров к розничным (конечным) потребителям газа
Газосбытовые компании (облгазы) непосредственно взаимодействуют с конечными потребителями. Эти же компании наделены функцией контроля безопасности газораспределительных сетей и качества газоизмерительных приборов. В таком раскладе заложен конфликт интересов, который позволяет облгазам, при желании, без должных на то оснований останавливать поставки в адрес конкретного потребителя и навязывать ему конкретного поставщика с завышенной ценой газа.
Таким образом, у облгазов существует возможность блокировать появление новых трейдеров, даже если они предлагают более выгодные условия для потребителей.
“Почему бы НКРЭКП не собрать розничных (коммерческих) потребителей газа, и поинтересоваться у них, почему в некоторых областях они вынуждены покупать газ на 20% дороже, чем реальные предложения трейдеров. Официально регулятору никто не расскажет о настоящей причине, а неофициально – скажут все”, – поделился с Mind своими соображениями один из участников рынка. Другой собеседник отметил положительную роль конфликта НКРЭКУ и “Региональной газовой компании” с “Укртрансгазом”, который “расшатал рынок”: в отдельных регионах на этом фоне стало легче трейдерам войти в поставки, потому что облгазы-монополисты “ослабили хватку”.
Также Mind стало известно об одном уникальном прецеденте в Днепропетровской области, который случился более года назад. Там владелец частного домохозяйства решил поменять поставщика газа, отказавшись от услуг облгаза. Напряженные переговоры на месте не привели к желаемому результату, хотя для этого отсутствовали законодательные ограничения. Поэтому заявитель обратился непосредственно в “Нафтогаз” для урегулирования проблемы. Было созвано специальное заседание с привлечением топ-менеджмента НАК и “Укртрансгаза”, но в положительный исход мероприятия мало кто верил. А итоге желанная цель все-таки была достигнута. Это удалось благодаря целеустремленности и настойчивости заявителя, а также его особому статусу, ведь он – руководитель одной из крупнейших госкомпаний Украины и имеет давнюю историю взаимодействия с “Нафтогазом”.
Интересный вопрос, какая судьба ждет облгазы: удастся ли “Нафтогазу” вытеснить Дмитрия Фирташа из газораспределения? Один из собеседников Mind озвучил прогноз, что бизнес РГК “будет сдуваться постепенно”. Свою точку зрения он аргументировал так: “Поскольку облгазы непосредственно работают с потребителями, то сходу разбить этот бизнес – весьма рискованная затея. Но низкий тариф, который НКРЭКУ устанавливает для облгазов, практически лишает облгазы возможностей для развития. А неизбежное повышение цен на газ для населения в Украине до рыночного уровня лишит их соблазна нелегальных заработков на поставках”.
- Изменение условий финансового обеспечения
Новая редакция Кодекса ГТС предполагает возможность для трейдеров внести финансовое обеспечение при согласовании номинаций (заявок) с “Укртрансгазом” только в виде живых денег или банковской гарантии (причем речь идет о банках из ограниченного списка). Если такие условия нарушаются, то оператор ГТС должен отклонить номинацию.
Трейдеры настаивают: для развития конкуренции на рынке и удешевления топлива для конечных потребителей, важно вернуть возможность использования ресурса газа в качестве залога. Иначе их условия работы значительно усложнятся, потому что новые правила, по сути предполагают изъятие значительных объемов финансовых ресурсов из оборота на определенный срок. Финансовое обеспечение при оформлении номинации на новый месяц предполагает залог в 100% заявленного объема поставок газа при импорте и 20% – при внутренних поставках. А если трейдер импортирует газ для розничной реализации украинским потребителям, то фактически он должен обеспечить 120% его стоимости, чтоб осуществить всю цепочку операций в поставках.
Это может быть безболезненно для крупных импортеров газа в Украину типа французской компании Engie, американской Trafigura или “Нафтогаза”. Но более мелкие игроки окажутся с ними в неравных условиях. Под давлением суровых требований в госрегулировании они будут вынуждены уйти с рынка, что также рискует привести к росту цен из-за сокращения количества игроков.
- Развитие системы электронного документооборота
При заключении сделки по газу между продавцом и покупателем (как, например, по результатам торгов на Украинской энергетической бирже), оба участника процесса должны обменяться пакетами документов объемом около 20 страниц каждый. Такой обмен происходит и по электронной почте, и при личной встрече между представителями компаний. Кроме того, продавец и покупатель для закрытия сделки должны представить документы в “Укртрансгаз”, куда они также направляются в двух форматах: по электронной почте и доставляются в печатном виде непосредственно в офис оператора.
Все это свидетельствует о том, что система электронного документооборота в Украине еще весьма несовершенна и предполагает значительный объем физических действий за пределами офиса. При суточной балансировке подобный процесс документарного обеспечения сделок не только сохранится, но и увеличится в масштабах. Это не только превращает торговлю газом в весьма хлопотный бизнес, но и сказывается на затратах для его администрирования.
Что, к слову, также повышает себестоимость ресурса для конечных потребителей и/или сокращает прибыльность трейдерских операций. “Нам придется минимум вдвое увеличивать штат, чтоб обеспечить оперативное и своевременное оформление документов при торговле газом, не говоря уже о расходах на бензин для регулярных поездок в “Укртрансгаз”, чтоб вовремя закрывать сделки и не нарушать сроки поставок контрагентам”, – рассказал Mind сотрудник одного из действующих крупных трейдеров на рынке.
Кого еще ждут за столом переговоров? В процессе введения суточной балансировки важные вопросы у газовых трейдеров на украинском рынке остались не только к госрегулятору. Например, “Нафтогаз” не объясняет другим игрокам, ссылаясь на “коммерческую тайну”, как рассчитывается базовая цена газа, которая используется, в частности, при расчете финансового обеспечения. Трейдеры считают непрозрачным порядок определения цены газа, который они могут приобретать у “Укртрансгаза”, чтобы покрыть небаланс, или для аналогичной цели – продавать избыток своего ресурса оператору ГТС.
Существует “интересный момент” и в шаблоне сопроводительного письма, разработанного юристами “Укртрансгаза” для оформления заявки от трейдеров на закачку или отбор газа из подземных газохранилищ. В его тексте используется расплывчатая формулировка с просьбой к оператору “найти возможность” для предоставления таких услуг, необходимых заказчику. То есть “Укртрансгаз” может отказать трейдеру, сославшись на отсутствие такой возможности, а это несет риск срыва сделки.
Впрочем, сейчас трейдеры склонны оценивать свой опыт сотрудничества с оператором ГТС позитивно. “Бывают легкие шероховатости, но это, пожалуй, самая дружелюбная структура на газовом рынке”, – сказал один из собеседников Mind.
Что мешает договариваться? В настоящее время многие трейдеры, которые продолжают активно осваиваться на газовом рынке, ведут переговоры на уровне НКРЭКУ, Американской торговой палаты и Европейской бизнес-ассоциации, чтобы урегулировать спорные вопросы в новых правилах Кодекса ГТС и суточной балансировки. Учитывая неоднозначность ситуации из-за противостояния с газораспределительным бизнесом Дмитрия Фирташа, о своих насущных проблемах в газовой торговле, связанные с недостатками в госрегулировании, они предпочли говорить c Mind исключительно на условиях анонимности.
Госрегулятор, в свою очередь, обещает “приложить максимум усилий для перехода на суточную балансировку”. Но общего представления о модели ее работы у заинтересованных сторон пока нет. Поэтому остаются актуальными риски, связанные с укрупнением рынка из-за ухода сравнительно мелких игроков – а это, главным образом, отечественные трейдеры, которые решили поддержать либерализацию газовой торговли, задекларированную в национальном законодательстве.
Поэтому конфликт “Нафтогаза” и “Укртрансгаза” с НКРЭКУ и облгазами – он не только о защите интересов госкомпаний. Он также касается развития конкуренции на внутреннем рынке среди украинских газовых трейдеров, которая при нынешнем раскладе может быть заблокирована, прежде всего, в интересах крупных западных игроков. (Светлана Долинчук, Mind/Энергетика Украины и мира)